Авто/Мото
2005, 19 – Сентябрь-октябрь

Безжалостный и неистовый

Текст Николай Коршунов
На рубеже столетий мировая история суперкаров пополнилась новыми персонажами — Spyker и Koenigsegg. Откуда они появились, на что рассчитывают их хозяева, и, в конце концов, достойны ли они, молодые, пополнить собой ряды таких шедевров, как Lamborghini и Ferrari, или перед нами фирмы-однодневки с несерьезными автоспортивными репликами? Попробуем разобраться


Spyker: от кареты к болиду

Совсем недавно это имя никому ни о чем не говорило, кроме, пожалуй, знатоков генеалогии голландского королевского дома. Однако замечательно грациозные, переливающиеся хромом и лаком сигарообразные суперкары, оснащенные по последнему слову техники, безусловно, привлекли внимание автомобильных знатоков со всего мира. «Да, красиво! — говорили они. — Да, впечатляет! И, черт возьми, возможно, все это совсем неплохо едет! Но что, наконец, перед нами?». Для них имя Spyker возникло неожиданно, спонтанно, и не вызвало в сердцах никаких ассоциаций. «Обычная фирма-однодневка, — пожимали они плечами. — Да еще и голландская! Что могут построить голландцы? Обновить грузовичок DAF?».

Настоящих знатоков можно понять. На то они и знатоки. И скепсис их вполне справедлив. Сегодня на дворе время глобальных сокращений расходов, объединения автомобильных платформ, закрытия невыгодных брендов — какие новые машины, да еще спорткары? Да еще голландские! Ведь современная Голландия, действительно, совсем не автомобильная страна. Небольшое сборочное предприятие NedCar, на котором до недавнего времени собирали Mitsubishi Carisma, — вот и все, чем могут похвастать легковые автомобильные Нидерланды. Однако в ситуации с буквами Spyker придется разобраться поплотнее.


В начале позапрошлого века братья Якобус и Хендрик-Ян Спийкеры, каретники, получили заказ от двора Ее Величества Королевы Нидерландов Вильгельмины на строительство экипажа для выезда. Заказ сделала королева-мать — Эмма, которая знала, что братья славились прогрессивными взглядами на технику, а также выверенным до микронов, т.е. идеальным качеством продукции. Однако мать Эмма и не догадывалась, что одновременно с постройкой карет в цехах братьев Спийкеров шла работа над созданием самоходного экипажа, который был представлен свету в 1903 г. «Сенсация! — кричали тогда газеты. — В Голландии сделан первый в мире автомобиль с приводом на все колеса! Впервые в мире — с шестицилиндровым двигателем!».

В 1907 г. эта машина с честью выдержала испытания трансконтинентальной гонкой Париж — Пекин, в результате которой пришла к финишу второй. И слава компании Spyker загремела на весь мир.

Но потом началась Первая мировая, во время которой на мощностях Spyker собирали самолеты и авиационные двигатели. По окончании войны братья было с энтузиазмом вернулись к конструированию эксклюзивных автомобилей по индивидуальным заказам и даже построили свою первую и, увы, последнюю топ-модель Spyker C4 с двигателем Maybach, которую впоследствии окрестили «континентальным Роллс-Ройсом». В 1922 г. на этом автомобиле был установлен один из рекордов скорости... И в этом же году по невыясненным пока причинам компания благополучно скончалась.


По прошествии 70 лет, пожалуй, никто, кроме молодого голландского бизнесмена Виктора Мюллера, патриота, не помнил о некогда славной автомобильной фирме. Однажды Мюллер случайно познакомился с инженером-энтузиастом Маартеном-де-Бруйном, который в небольшой собственной мастерской с начала 90-х годов корпел над созданием среднемоторного суперкара Silvestris с восьмицилиндровым двигателем. Выстукивал кузов, рисовал чертежи. И конечно ему не хватало денег. Но Мюллер загорелся идеей, и в 1997 г. они вдвоем основали новую компанию Spyker Automobielen BV. Эффективное взаимодействие денег Мюллера и мозгов Маартена принесло неожиданный успех. Кузова стали строить сами, применяя моторную технику Audi. С тех пор уже прошло какое-то время и можно подвести итоги.

Так что такое болид Spyker сегодня? Можно уверенно ответить — это чудо техники! Spyker C12 Spyder с шестилитровым 12-цилиндровым двигателем развивает мощность 450 л.с. Время разгона этого монстра до 100 км/ч составляет менее четырех секунд, а максимальная скорость — 325 км/ч!.. А форма!!! Достойна содержания, не правда ли? Традиции? Да, они есть, но такие...

Лишь недавно те самые знатоки были уверены, что без традиций, без истории, любой созданный болид — ничто. Его не будут покупать, над ним будут смеяться, тыкать в него пальцем, и компания, в конце концов, прогорит. Но они оказались неправы. Что еще раз доказывает следующая история, еще более удивительная, чем история воссоздания компании Spyker.


Рыцарь королевского меча

Приставка «фон» в фамилии всегда внушала уважение. В любые времена. Но образ современного «фона», оказывается, несколько отличается от привычных высокомерных «фонов» образца начала прошлого столетия.

Баронет Кристиан фон Кёнигсегг, человек, создавший шведский суперкар, родился и вырос в Стокгольме. С детства он болел только автомобилями и уже в пять лет мечтал построить собственный спортивный болид. Время шло, а мечта детства не оставляла в покое пылкие мозги молодого баронета. Образ великого суперкара снился ему по ночам. Однако здравый смысл подсказывал, что без денег нельзя построить даже деревянный макет. И тогда Кристиан бросился зарабатывать деньги.

Сначала Кристиан сотоварищи изобрели духи, запах которых очень понравился женщинам. Первая прибыль. Дальше — больше! Через одного ушлого русского они узнали, что бедное государство Эстония, в которой у русского осталось много родственников, сильно нуждается в еде. Еду в виде «ножек Буша» Кристиан покупал в Америке и успешно продавал в Эстонии. Вторая прибыль. После этого шведский барон вошел во вкус и стал торговать всем чем ни попадя — от напольных покрытий до бумажных пакетов и виски. Предприятие приносило солидный доход. И как-то однажды Кристиан вспомнил, что собирался не торговать алкоголем, а строить суперавтомобили...


И весной 1994 г. Кристиан сел за компьютер. Этот год стал ключевым в истории создания болида, который сегодня уже вовсю конкурирует с Ferrari, Porsche и Lamborghini. Восемь лет труда. И вот на Женевском автосалоне 2002 года Кристиан представил публике первые экземпляры своего автомобиля.

Плоская широкая форма — шире чем Lamborghini, 817 л.с.! 3,2 с до сотни! Гильотинные двери, полное отсутствие заднего обзора! Старт, рев, грохот! Совсем недавно, зимой 2005 года, последнее творение шведского барона — автомобиль Koenigsegg CCR — установил мировой рекорд скорости среди серийных автомобилей, промчавшись по испытательной трассе Nardo Prototipo в Италии со скоростью 388 км/ч.

Так что вы говорите, традиции! Присмотритесь, мы являемся свидетелями зарождения не только традиций, но и новой легенды современности. За десять лет с нуля создать суперавтомобиль. Нет, не так — Автомобиль с большой буквы. Да здравствует молодой барон!

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: