Авиа
2005, 19 – Сентябрь-октябрь

Полет валькирий

Текст Евгений Ермаков
Помните знаменитый кадр в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня» — по неспокойному небу под патетическую музыку летят вертолеты? А знаете, какие?

Летом прошлого года мы уже рассказывали о вертолетах компании MD Helicopters. Сегодня мы представляем новую модель — MD 520.

До появления вертолетов компании McDonnell Douglas (США) высший пилотаж был исключительно прерогативой самолетов, но теперь он стал доступен и вертолетчикам. Фактически нужно говорить о новой философии конструирования вертикальных машин, реализованной в MD520.

При первом же взгляде бросается в глаза отсутствие хвостового винта и появление двух вертикальных килей с полноповоротными шайбами на конце, что, как правило, присуще самолетам. Эти новшества позволили достичь уникальной путевой управляемости. Маневрирование на взлете обеспечивается запатентованной системой NOTAR, в разработку которой компания BOING в свое время инвестировала более 130 млн дол. NOTAR (no tail rotor), так называемый реактивный стабилизатор курса, обеспечивает не только уникальную управляемость, но также снижает расход горючего, тем самым увеличивая дальность полетов.


В частном использовании NOTAR уменьшает уровень шума в два раза по сравнению с любым вертолетом с хвостовым винтом, а также гарантирует отсутствие всяких вибраций. При «взятии общего шага» MD 520 «выстреливает», взлетая вертикально вверх со скороподъемностью до 9 м/с. Клепаный алюминиевый монокок фюзеляжа обладает уникальными жесткостными характеристиками — при минимальном весе вертолета в 860 кг.

Установленный двигатель фирмы Rolls Royce мощностью в 450 л.с. потребляет 90 л керосина в час и обеспечивает непрерывный полет до четырех часов.

Пятилопастной стеклопластиковый винт диаметром 8,1 м, вращаясь со скоростью 498 оборотов в минуту, фактически приближается к аэродинамическим характеристикам жесткого крыла, что гарантирует управляемость вертолетом даже при шквальных ветрах.

Что же касается навигационного оборудования, то современные технологии достигли такого совершенства, что даже начинающие пилоты, имеющие лишь несколько десятков часов налета, могут самостоятельно осуществлять полеты на дальние маршруты. В этом им помогают навигационные комплексы, оборудованные мощными компьютерами. Все это гарантирует контроль полета в любой точке маршрута.

В подтверждение надежности вертолетов MD в прошлом году английский пилот заработал себе славу, облетев в одиночку земной шар на серийном однодвигательном вертолете MD серии 500, что было даже отмечено в Книге рекордов Гиннесса.

Салон вертолетов MD серии 500 исключительно продуман. Здесь присутствуют и кондиционеры, и имплантированный в радиосистему мобильный телефон, картплоттеры с активным экраном, СD-проигрыватель, быстросъемные подвесные багажники для перевозки любых грузов до 200 кг, а также специально устанавливаемые пеналы для горных лыж. (Кстати, Helisky становится модным спортивным увлечением в последнее время в Красной поляне и на Дамбае.) На крюке внешней подвески MD520 способен перебрасывать грузы весом до одной тонны. Эту способность он получил от своих предшественников — военных вертолетов, которым было необходимо перевезти такой же вертолет, например, на базу ремонта.


На сегодняшний день произведено более четырех тысяч вертолетов MD серии 500 в различных модификациях. Современная версия, как и положено, оборудована электронной диагностикой, что обеспечивает стабильную надежность эксплуатации в течение 5000 часов гарантированного налета.

Современный скоростной четырехместный MD 520 способен развивать скорость до 280 км/ч при дальности полета 600 км. В любой климатической зоне, где бы вы ни эксплуатировали этот вертолет, машина способна обеспечить рабочий режим как при +50, так и при –40 °С. При этом машина может быть снабжена расширителями лыж «медвежьими лапами» для посадки вертолета на глубокий снег, а также устанавливаемыми на лыжные шасси надувными поплавками, используемыми для экстренных посадок на воду.

MD 520 — вертолет для тех, кто знает вкус в гоночных автомобилях и породистых лошадях, это вертолет для пилотов, которые не только летают, но и получают удовольствие от пилотирования. А обучиться ему можно, пройдя 42-часовой курс в аэроклубе ГАЛС-РОСТО в Москве. Поставку вертолета обеспечит Русская Вертолетная Компания, являющаяся генеральным дистрибьютором компании McDonnell Douglas в России и странах СНГ. Причем в ГАЛСе вы также получите полную сервисную поддержку в процессе дальнейшей эксплуатации вертолетов MD — от обустройства личных вертолетных площадок до полного летно-технического сопровождения. ГАЛС также предоставляет услуги по базированию на вертодроме в КРОКУС СИТИ на берегу Москвы-реки.

Ясного неба и счастливых полетов!

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: