декабрь-январь №4(3), 2002



Атрибут: Паруса под облаками
Ариф Алиев
Ветер дул на запад, а лететь хотелось на восток. Поэтому газовая горелка взревела, и шар подкинуло вверх метров на тридцать. Но и там ветер дул не туда, куда хотелось. Поэтому горелка ревела еще и еще, пока наконец пилот не отыскал нужный ветер. Воздушный шар — аппарат неуправляемый. То есть у него нет никакого моторчика, чтобы лететь, куда захочешь. Но и лететь, куда ветер дует, неинтересно, а иной раз страшно и опасно. Поэтому пилот ищет нужный ветер. И для такого поиска у него есть единственное средство — менять высоту. Трудно управлять воздушным шаром? А то! Но чем сложнее задача, тем радостнее побеждать.

Cоревнования на воздушных шарах состоят из нескольких упражнений. Самое зрелищное — «захват ключа». На высокой мачте подвешивают большой ключ, а экипажи взлетают и опускаются, чтобы этот ключ сорвать. Точность требуется примерно такая же, как при игре в гольф. Поэтому «захватить ключ» могут только настоящие мастера.

Еще одно из упражнений называется «наименьшая дальность». Шары взлетают, проводят в небе фиксированное время — и садятся. Кто ближе всех сел к точке старта, тот и выиграл. Казалось бы, ничего сложного. Но ветер ведь все время дует, относит в сторону, кружит, роняет — не остановишься, а ведь надо еще и вернуться. Нет, это очень сложное упражнение.

И еще воздухоплавателям нравится «ловить зайца». Это когда шар с судьей или с кем-то из судейской команды взлетает и садится в произвольной, заранее неизвестной точке. А остальные участники соревнований взлетают вслед за судейским шаром и стараются сбросить свой вымпел как можно ближе к точке его приземления — «поймать зайца».

Интересно наблюдать за соревнованиями. Но настоящие страсти можно испытать только в корзине, пусть вы даже и не пилот, а пассажир. Во время развлекательных полетов пилоты пугают клиентов обычно тем, что резко спускаются к верхушкам елей, зависают на пару секунд и просят сорвать шишку. Почему только на пару секунд? Больше получается только в полный штиль, но если ветра нет, тогда и полет никакой. А при ветре надолго зависнуть над объектом без привязи не может даже самый опытный пилот: шар все-таки неуправляемый.

Основной принцип любого аэростата такой: заключенный в шаре газ — водород, гелий или горячий воздух — должен быть легче воздуха. Все воздушные шары неуправляемы по определению, иначе они бы назывались дирижаблями, у которых есть рули направления и высоты, винтомоторная установка и, конечно, бензобаки.

Для современных воздухоплавателей подъемная сила шара не так важна, гелий и тем более взрывоопасный водород не применяются.

Современный воздушный шар — это оболочка из сверхлегкой негорючей, солнце- и морозоустойчивой ткани, корзина — как ни странно, но ее до сих пор плетут из ивовых прутьев, горелка, баллоны с газом, вентилятор для расправления оболочки, навигационное оборудование и рация для связи с помощниками, которые находятся на земле.

Для куража и рекламы изготавливают шары любых форм — от бутылок и «Мерседеса» до подводной лодки и Царь-колокола. А обычный спортивный или прогулочный шар имеет форму шара, так он удобнее ведет себя в полете, проще и без лишних рывков отрывается от земли.

Пилот аэростата обязательно должен иметь сертификат, то есть пройти курс обучения. Обучиться летать на шаре и получить сертификат можно всего дней за десять. Однако чтобы почувствовать радость свободного полета и забыть про нештатные ситуации, требуются опыт и талант.

Воздушный шар был изобретен французами, братьями Монгольфье. Первый полет построенного ими «монгольфьера», наполненного горячим дымом, состоялся в июне 1783 года в городе Видаллон-лез-Аннон. А первый 25-минутный полет шара с пассажирами — 21 ноября 1783 года в Париже.

Прошла всего неделя после первого пассажирского полета, и другие энтузиасты наполнили шар водородом. И не только не побоялись сесть в такой шар, но и поднялись на высоту в 3,5 км. Можно представить, какая нужна была смелость, чтобы без всяких тренировочных полетов, подготовки (и сертификатов) сразу подняться на такую высоту. Ведь никто не знал, будет ли возможность безопасно спуститься вниз, не лопнет ли в разреженном воздухе шар и не сморщится ли его оболочка. Энтузиасты провели в воздухе два с половиной часа, да еще и замерили на высоте давление и температуру.

В России первым поднялся в воздух приезжий француз Гарнерен. Произошло это в Петербурге 20 июня 1803 года. Публика почему-то не очень удивилась. Во всяком случае газетная заметка в «Петербургских ведомостях» написана скучно. Может быть, легенды о давнем знакомстве русских с воздушными шарами — не такие уж и легенды?

В военных целях впервые использовали аэростаты австрийцы, с них они бомбили Венецию в 1849-м. Впрочем, заметного ущерба они городу не нанесли и мало кого испугали. Сейчас в Венеции охотно расскажут, что первый в Европе кофе был сварен и выпит на площади Сан-Марко. А вот о том, что эта же площадь подверглась первой в истории настоящей воздушной бомбежке, сейчас венецианцы и не вспомнят, такие сведения сохранились только в энциклопедиях.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group