Авиа
2008, 35 – Май-июнь

Бразильское наследие

Текст Алексей Захаров
В мире почти нет таких рынков, где безоговорочным лидером или хотя бы серьезным игроком была бы Бразилия. Но исключения все же есть. Бразильская компания Embraer занимает четвертое место в мировом рейтинге авиапроизводителей. Представляем один из самых успешных ее проектов — бизнес-джет Embraer Legacy 600


Как ни странно, но история гражданской авиации в Европе начиналась с бразильца. Альберт Сантос-Дюмон, сын кофейного плантатора, живший в начале ХХ века в Париже, после известия о полете братьев Райт начал строить аэропланы, и первые полеты в Старом Свете совершил именно он.

Однако на самой Бразилии это никак не отразилось. По-настоящему авиация там начала развиваться после Второй мировой войны, когда в 1945 году в городе Сан-Жозе Дос Кампос был организован Исследовательский центр авиационной техники. В 1969 году на базе центра была создана компания Empresa Brasileira de Aeronautica (Embraer). Дела компании шли не сказать, чтобы очень хорошо, но, тем не менее, ее продукция была востребованной. Удачным оказался учебно-тренировочный самолет Tucano, его закупали многие страны. В версии легкого боевого самолета он широко используется бразильскими ВВС для патрулирования воздушного пространства, и это осложнило перевозки наркотиков местным наркобаронам. Легкий штурмовик AMX хотя и не блистал выдающимися характеристиками, также с успехом выполнял возложенные на него задачи.


Тот Embraer, который сегодня знают все, начал складываться в 1994 году. Тогда после экономического кризиса руководство страны приватизировало производителя авиационной техники. Второе рождение компании обеспечила программа производства реактивных региональных самолетов семейства ERJ-135/140/145. Они могли брать на борт до полусотни пассажиров. Если учесть, что в этом сегменте рынка в то время господствовала канадская Bombardier, то это было смелым шагом. Но Embraer сумел потеснить именитого соперника. К настоящему времени продано уже более восьмисот самолетов этого семейства, и у бразильских авиастроителей большие планы. Они не только выпускают новые модели региональных самолетов, но и стремятся создать полный модельный ряд для деловой авиации — от ультралегких до крупных бизнес-джетов трансконтинентальной дальности.

Если «танцевать от печки», то придется вернуться в начало 1990-х годов. Именно тогда компания Embraer приступила к разработке семейства региональных реактивных самолетов. Первенцем стал ERJ-145. Обладая приличными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, он имел перед конкурентами серьезное преимущество  — низкую цену. К моменту начала поставок (самолет впервые поднялся в воздух в 1999 году) базовая цена этого самолета составляла около 15 миллионов долларов — почти на четверть меньше, чем у конкурентов. За ERJ-145 последовали самолеты с индексом 135 и 140. Именно на базе ERJ-135 и был создан герой нашего рассказа — бизнес-джет Embraer Legacy 600. Собственное имя новой машины означает «наследие».


Компоновка ERJ-135 предусматривала двигатели в хвостовой части. Эта схема имеет свои недостатки, поэтому с определенного момента создатели региональных самолетов от нее отказались. Однако именно такая конфигурация принята для бизнес-джетов с их девизом — «Комфорт превыше всего»:  расположенные в хвосте двигатели позволяют снизить уровень шума в пассажирском салоне.

Поскольку «основа» Embraer Legacy 600 была к моменту создания хорошо отработана, основные усилия создателей были направлены на максимальный комфорт на борту — как для отдыха, так и для работы. Разработка Embraer Legacy 600 велась в тесном сотрудничестве с будущими покупателями, а также операторами, которые имели большой опыт эксплуатации подобных воздушных судов. Это позволило наделить модель уникальным набором характеристик: в ней сбалансированно сочетаются высокая степень безопасности, большая дальность полета, просторный и комфортабельный пассажирский салон и довольно скромная для самолета такого класса стоимость эксплуатации.


Благодаря использованию композитных материалов создателям Legacy удалось добиться существенной экономии топлива и повышения его летных характеристик. Владельцы Embraer разбираются в технике и умеют считать деньги. С учетом выгодной цены и скромной для самолета такого класса стоимости эксплуатации Embraer Legacy — оптимальный выбор среди бизнес-джетов большого класса. Несколько цифр. При эксплуатации с налетом 720 часов в год (240 часов — для перевозки владельца, остальное — коммерческая эксплуатация), твердые расходы (стоянка, зарплата экипажа и прочее) составляют 1,7–1,8 миллиона евро. Себестоимость летного часа — порядка 2,8 тысяч евро. А вот на рынке средняя стоимость часа эксплуатации Embraer Legacy составляет около 5200 евро. Таким образом, самолет за каждый час приносит владельцу прибыль в размере 2400 евро. Всего за год коммерческий налет принесет владельцу 1,15 миллиона евро, так что затраты сравнительно невелики. Добавим, что с 31 марта 2008 года цена бизнес-джета составляет около 27 миллионов долларов США. Это на 5–7 миллионов меньше, чем цена самолета такого класса у других компаний.

Самолет сертифицирован в России. Примечательно, что первой отечественной структурой, которая приобрела Embraer Legacy, стал «Рособоронэкспорт». Надежность Embraer Legacy подтверждена большим безаварийным налетом как самого бизнес-джета, так и семейства региональных самолетов, на основе которого он был создан (совокупный налет — более семи миллионов часов). Другим подтверждением надежности является то, что его использует президент Бразилии. Наконец, этот самолет выбран как платформа для программ вооруженных сил разных стран (включая США).


Салон самолета Embraer Legacy 600 — один из самых длинных среди самолетов большого класса. Он имеет три секции для размещения пассажиров, просторную кухню и два санузла. Каждая пара кресел, расположенных напротив друг друга, трансформируется в спальное место. Багажное отделение Embraer Legacy 600 самое большое среди всех бизнес-джетов (за исключением флагманов бизнес-авиации BBJ и ACJ). В зависимости от конфигурации салона Legacy может взять на борт до 16 пассажиров. Пассажирам доступен Интернет во время всего полета.

Мнение пилота

Своим мнением делится шеф-пилот Авиационной группы «Планета» Алишер Василиади: «Несмотря на то что Embraer Legacy 600 не «последнее слово в авиации», его летно-технические характеристики вполне современны. Самолет «летуч» и очень хорошо управляется. Отдельно нужно говорить о взлетно-посадочных характеристиках — они очень хороши. Самолет допущен к применению на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами (в частности, в Каннах) и сложными траекториями захода на посадку. В этом отношении «критичным» является деловой аэропорт London City. Помимо короткой полосы его отличает еще и весьма крутая глиссада (аэропорт находится в черте города). Самолет Embraer Legacy 600 допущен к полетам в этом аэропорту, что для специалиста является отличной рекомендацией. Отмечу, что он является самым большим самолетом бизнес-класса, которому разрешено садиться в London City. Двигатели AE3007 производства Rolls-Royce очень надежны, причем я говорю не столько о серьезных отказах (о них и речи нет), сколько о «мелочах», которые могут задержать вылет. Самолет сертифицирован для повышенных температур (ISA +35 градусов), поэтому запас тяги достаточен. Приемистость двигателей весьма высокая. На двигателях последних серий дополнительно введены два режима повышенной тяги. Они могут использоваться в сложных ситуациях (уход на второй круг или взлет при отказе одного двигателя), что значительно повышает уровень безопасности полета. Впрочем, Embraer Legacy 600 и без того очень надежен. За все время эксплуатации не отмечено ни одной серьезной аварии, не говоря уже о катастрофах. Если же говорить о недостатках, то единственным я могу назвать несколько повышенный уровень шума в пилотской кабине. Это тоже связано со стоимостью — конструкция носового обтекателя «позаимствована» с одной из предыдущих моделей Embraer, чтобы снизить затраты на разработку нового. Однако пассажиров это не касается — шумоизоляция салона очень качественная».


Мнение оператора

Рассказывает старший партнер консалтинговой группы «Морозов и партнеры» Сергей Морозов: «Если говорить о преимуществах и недостатках Embraer Legacy 600 применительно к российскому рынку бизнес-перевозок, то сразу можно отметить, что недостатков у этой машины нет. А вот достоинств немало. Legacy 600 отлично переносит суровую российскую зиму. Нам доводилось эксплуатировать эту машину при температурах ниже –25 градусов, и никаких проблем не возникало. Компоновка самолета на редкость удачна — длинный салон и большой объем багажного отсека. «Формат» машины — 13 мест, и поэтому услуги бизнес-перевозок на Legacy хорошо продаются. Этих самолетов выпущено много, и они активно эксплуатируются, поэтому найти квалифицированных пилотов на Embraer Legacy 600 — не проблема. В техническом обслуживании Legacy тоже не создает проблем — в Европе существует пять крупных центров технического обслуживания этих машин. Это дает возможность «маневра» с минимизацией затрат времени на техническое обслуживание, что важно при интенсивной эксплуатации. Кроме этого компания Jet Aviation в ближайшее время начнет осуществлять обслуживание машин этого типа в аэропорту Внуково-3. В российском парке бизнес-авиации из примерно трехсот самолетов такого типа Embraer Legacy 600 насчитывается 25 (по численности они немного уступают только Bombardier Challenger 604). Кстати, если учесть, что компания Embraer выпустила к настоящему моменту около сотни самолетов типа Legacy 600, то около четверти их эксплуатируется именно в России. Могу сказать, что если бы будем обзаводиться самолетами, то с высокой степенью вероятности это будет именно Embraer Legacy 600».

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: