Леди моря
2003, 04 – Февраль-март

Женщина в океане

Пятьдесят лет назад, 27 января 1953 года, Энн Дэвисон на своей яхте «Фелисити Энн» достигла берегов Барбадоса. Она стала первой женщиной, сумевшей в одиночку одолеть Атлантику

В 1875 году на рыбацкой парусной шлюпке Альфред Енсен впервые в одиночку пересек Атлантику от Канады до Англии. Так начался отсчет достижений в одиночном плавании: первая кругосветка, первый гребной переход, преодоление мыса Горн, безостановочная гонка... Во времена Альфреда Енсена никто и представить не мог, что женщина когда-нибудь сможет одна выйти в море. Никто не верил даже, что женщина когда-нибудь сможет стать шкипером. Но прошло всего тридцать-сорок лет, и женщины постепенно начали становиться капитанами, летчицами, трактористками, офицерами. Но до первого женского одиночного плавания было еще очень далеко.

Одиночное плавание – одно из самых тяжелых увлечений, ведь бороться приходится не только с океаном, что уже само по себе под силу только избранным, но и с одиночеством, и с его неизбежными следствиями – хронической усталостью и депрессией. Женщинам, в силу понятных причин, бороться гораздо сложнее. Тем удивительнее, что на исходе ХХ века одиночным плаванием увлеклись десятки женщин. А ведь лишь недавно моряки привыкли к тому, что женщина на борту – это, в общем-то, обычно и совсем неплохо. И ведь определять таких женщин по-русски до сих пор приходится нескладным словосочетанием «женщина-яхтсмен», а в пронизанном политкорректностью английском языке и вовсе пустота: yachtswoman еще не стало привычным, а ничего другого не придумано.


ОДНА, БЕЗ МУЖА

Энн Дэвисон было 38 лет, когда она решила пересечь Атлантику. Но только поначалу она и не думала делать это в одиночку. Энн Дэвисон была журналисткой и вместе с мужем, тоже яхтсменом-любителем, рассчитывала совершить романтическое путешествие через Атлантику и написать серию очерков, а возможно, и книгу. Но в Ла-Манше во время не очень сильного шторма им не повезло. Яхта затонула, муж Энн погиб, а сама она спаслась чудом.

18 мая 1952 года она уже в одиночестве вышла из Плимута. После потери большой яхты она не могла позволить себе что-то подобное и отправилась покорять погубивший ее мужа океан на небольшом шлюпе «Фелисити Энн» длиной семь метров. Она пересекла Бискайский залив и, сколько могла, держалась поближе к берегу – сначала к португальскому, потом марокканскому. Но вот наконец и Гран-Канариа, дальше до самого Барбадоса только волны. Лас-Пальмас она покинула 25 ноября; решение штурмовать океан не было таким уж безоглядным: полгода Энн испытывала себя, размышляла и, после того как утихли ураганы, вышла в океан.

Землю она увидела только через два месяца, из-за штилей плавание затянулось. 27 января 1953 года она самостоятельно привела свою яхту в один из портов Барбадоса. Дальше последовало не менее трудное путешествие в Нью-Йорк, занявшее с остановками девять месяцев. Но главное было уже сделано: Атлантика впервые покорилась женщине.

ДВАЖДЫ ОДНА

Про Энн Дэвисон много писали в газе тах, она обработала дневниковые записи и выпустила книгу. До конца 50-х годов было еще несколько «женских» попыток в одиночку преодолеть Атлантику. Вдохновленные примером, женщины выходили в океан, преодолевали какое-то расстояние, боролись, но выдерживали максимум неделю – и поворачивали обратно или вызывали помощь. Трагедий не случалось, наверное потому, что чувство самосохранения у женщин развито гораздо сильнее, чем у мужчин.


Следующую женщину, покорившую океан, звали Шарон Сайтс. Но на мысль совершить рискованное путешествие ее навел не подвиг Энн Дэвисон, а книга Фрэнсиса Чичестера «Себя преодолеть». Тридцатитрехлетняя англичанка Шарон Сайтс вышла на яхте «Си Шарп» из небольшого городка в Калифорнии курсом на Гонолулу. Косвенным свидетельством того, что решение было не слишком обдуманным, служит тот факт, что Шарон Сайтс до своего старта была знакома с парусами всего лишь около года, а собственную яхту приобрела за два дня до старта.

Причиной такого поспешного старта стали неудачи в личной жизни, затяжная депрессия и – категорический отказ общаться с родными и знакомыми. В поездку Шарон Сайтс не взяла с собой радиопередатчик, объяснив это нежеланием того, чтобы кто-то нарушил ее одиночество. Конечно, это была авантюра – отправиться за 2 тыс. миль через коварный океан, да еще летом, когда на маршруте неизбежны сильные ветры и штормы. Так и случилось. Через полмесяца относительно спокойного плавания «Си Шарп» чуть было не затонула во время 9-балльного шторма. По размерам «Си Шарп» была примерно такой же, как и яхта «Фелисити Энн», но более простой в управлении и маневрировании. Однако еще за два дня до шторма Шарон Сайтс сломала правую руку. Она наложила себе шину, смазала дезинфицирующей мазью, каждый день меняла промокавшие повязки, но, конечно, ничего делать правой рукой не могла. Трудно представить, как она управлялась с парусами одной рукой, да еще во время штормов. Но несмотря ни на что 40-дневное плавание завершилось благополучно.

После возвращения Шарон Сайтс вышла замуж и еще раз совершила успешное плавание через Тихий океан, но уже из Иокогамы к берегам Калифорнии. Мужа она с собой не взяла, но на этот раз установила на борту яхты «Си Шарп-2» радиостанцию и от общения уже не отказывалась. Больше того, теперь она страдала от одиночества. Новое плавание продолжалось 70 дней. Пройденный маршрут был в два раза длиннее первого (около 4500 морских миль), Шарон Сайтс пережила десять штормов, но в целом путешествие было гораздо легче, чем первое.


ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА

Прошло еще тридцать лет, и появилось еще несколько женщин, покоривших Атлантику, и среди них даже женщины-финалистки трансатлантических гонок. Некоторые решались на совсем уж отчаянные предприятия: в 1999 году англичанка Тори Марден впервые пересекла Атлантику на гребной лодке, прошла на веслах почти 3 тыс. миль, и следом француженка Пегги Буше повторила ее успех. А в кругосветной гонке «Венди Глоб» было заявлено сразу две участницы – Катрин Шабу и Эллен МакАртур.

Эллен МакАртур – самая известная женщина, плавающая в одиночку на яхте. Она прославилась в 1994 году, когда пересекла Атлантику от побережья Франции до Гваделупы меньше чем за 14 дней. Узнав об этом, яхтенный мир перевернулся. Выдающийся результат МакАртур показал, что женщины вполне могут оказаться сильнее мужчин. После первого серьезного успеха Эллен участвовала в двух трансатлантических гонках и наконец добилась победы в 2000 году на 60-футовой «Кингфишер»; теперь впереди была «Венди Глоб».

Как можно выдержать такую гонку, как «Венди Глоб», не до конца понимают и многие спортсмены-мужчины. Ведь спать практически некогда, а чтобы войти в первую десятку, надо постоянно следить за ветром и менять паруса – пять, десять, пятнадцать раз за сутки. Современная одиночная гонка – это испытание не только гонщика, яхты и ее начинки, но и тренеров, личных консультантов. Как и в любом виде спорта, яхтенные гонки такого уровня требуют долгих тренировок, тщательно выверенного рациона, умения психологически разгружать нервную систему, медитировать, успокаиваться, мгновенно засыпать и спать не дольше 20-30 минут.

На «Венди Глоб» Эллен МакАртур заняла второе место и – стала первой звездой одиночного плавания. И вряд ли в ближайшее время кто-либо из женщин сможет улучшить ее результат и добиться такой же известности.


***

«В звенящей тишине таинственного гнилого тумана я чувствовала себя такой же одинокой, как муравей, занесенный дождевым потоком на середину пруда и ухватившийся за соломинку. В такие дни всю меня насквозь, до последней косточки, охватывало чувство дрожи и страха перед бесконечным и бездонным океаном, но почему-то в такие дни я вспоминала и все другие страхи, которые когда-либо пережила или о которых хотя бы слышала. Все самое страшное возникало и странно перемешивалось в моем сознании. Мне казалось, что если я перестану дрожать и бояться, я умру. Видения возникали передо мной, хохочущие и плачущие голоса пересказывали истории из моей жизни и о том, что я откуда-то знала или о чем когда-либо прочитала»

Энн Дэвисон, 1953

***

«Я люблю самостоятельность, и поэтому мне удавалось преодолеть все тяготы, ежедневно подстерегающие меня в пути. Самыми серьезными были трудности психологического, а не технического порядка. Очень докучало одиночество.

Я спасалась разговорами, обращенными к солнцу, волнам, яхте и звездам.

Очень часто я прибегала к магнитофону, записывала свой голос, а затем прослушивала запись»

Шарон Сайтс, 1969

***

«Скоро наступит время, когда я вернусь домой. Сегодня я попыталась читать книгу, чтобы избавиться от тяжелых навязчивых мыслей, но не смогла читать, я очень устала, поэтому уронила книгу на дно, и сейчас пытаюсь высушить ее на моторной коробке...

В последнее время я видела корабли и даже следы от самолетов в небе, а вчера мимо пролетел легкий самолет с фотографами на борту. Было здорово увидеть хоть кого-то, они помахали крыльями и пролетели надо мной еще раз. Наверное, они сделали отличные фотографии, в тот момент я плыла со скоростью 20 узлов...

Вчера вечером ветер поутих, и я плыла некоторое время на полной скорости – море спокойно, волн почти нет, так что я решила рискнуть...

Я потратила два часа в поисках мачты, бродя по палубе ночью с факелом. Как же я хочу добраться домой...»

Эллен МакАртур, 2002

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: