ноябрь-декабрь №6(38), 2008



 

Анонс: Ни кванта жалости
Ксения Померанцева
Этот номер журнала выходит одновременно с премьерой 22-го фильма о Джеймсе Бонде. Нам удалось выяснить, что по части технического обеспечения агент 007 по-прежнему полагается на британского производителя. Яхты Sunseeker и автомобили Aston Martin снова блистают в самой зрелищной киноистории последних десятилетий — правда, по разные стороны баррикад. Как именно Бонд проверял своих друзей и врагов на прочность, мы разузнали у людей, принимавших участие в съемках.

На московскую пресс-конференцию перед премьерой фильма «Квант милосердия» исполнитель роли Джеймса Бонда Дэниэл Крейг приехал с перевязанной рукой — результат исполнения трюка в аэродинамической трубе. По сценарию, Джеймс Бонд и его новая подруга Камилла, с которой агента объединяет жажда мести одному и тому же человеку, выпрыгивают из самолета «Дуглас». Сцена снималась в Великобритании, на базе Министерства обороны, в трубе, где можно ощутить то же, что чувствует человек при свободном падении со скоростью 237 км/ч. Немногословный, как и его герой, Дэниэл Крейг рассказал журналистам лишь то, что трюк был выполнен им и его партнершей Ольгой Куриленко самостоятельно. Травма на самом деле застарелая, лечение требовалось давно, а геройство лишь усугубило проблему. Актер добавил, что операция его не испугала — ведь пару месяцев он сможет отдохнуть от образа супергероя: люди — не машины. Последним не приходится отдыхать от своего образа никогда, раз уж такими их задумали создатели.

Если автомобили Aston Martin всегда «работали» на стороне Бонда, то Sunseeker ведет себя по отношению к агенту не по-приятельски: эти роскошные британские яхты всегда достаются врагам. В фильме «Квант милосердия» появляется довольно редкий экземпляр — винтажный катер Sunseeker Sovereign 17. «Квант милосердия» — это продолжение истории: разница между окончанием действия «Казино Royal» и началом «Кванта милосердия» — 20 минут. Бонд оказывается на борту катера Sunseeker, чтобы добраться до виллы злодея по имени Матис из предыдущего фильма. У штурвала — директор и владелец верфи Sunseeker Роберт Брэйтвэйт. На выставке в Саутгемптоне нам удалось расспросить господина Брэйтвэйта о его актерском дебюте:

— Я попал на съемки при довольно забавном стечении обстоятельств: режиссер фильма увидел мою фотографию на нашем 17-футовике 1969 года. Чем-то я ему приглянулся. Так что идея поставить меня за штурвал того самого винтажного Sunseeker Sovereign 17 родилась сама собой. Ничего особенного в фильме я не делаю: просто везу Бонда на встречу с «плохим парнем» на его виллу. Но для съемки этого эпизода мне пришлось приехать в местечко под Римом на три дня. Сниматься в кино оказалось большой тратой времени: приезжаешь на площадку в шесть утра, тебя гримируют, одевают, а потом ты часами ждешь, пока тебя позовут. Не в моих правилах тратить впустую столько времени, но съемки были очень интересными.

Sovereign 17 была не единственной моделью Sunseeker, принявшей участие в съемках «Кванта милосердия». Роберт Брэйтвэйт сообщил, что мы увидим в кино еще и 37-метровую яхту Sunseeker. Съемки с ней проходили в Панаме, где разворачиваются основные события фильма. Тендером для Sunseeker 37m выступил скоростной Sunseeker 43 Superhawk. И опять же в качестве «вражеской» лодки! — Нам нравятся плохие парни! — смеется Брэйт-вэйт. Они выглядят впечатляюще. Вам тоже стоит об этом знать — с плохими парнями получаешь гораздо больше PR. Впрочем, даже ради PR Роберт Брэйтвейт не готов приносить в жертву свои лодки. Это давно известно, так что для постановщиков трюков на воде съемки очередной бондианы превращаются в сплошную головную боль. Например, снимавшаяся в фильме «И целого мира мало» Superhawk 34 не просто благополучно дожила до конца съемок, но и была вручена счастливому покупателю. Если судить по кадрам из трейлера «Квант милосердия», на этот раз стремительная Superhawk 43 все-таки пала жертвой Бонда после того, как он переезжает ее на очень старой гавайской лодке. Но не тут-то было! Брэйтвэйт остался верен себе:

— Мы пригнали на съемки три яхты. Одна, полностью законченная, участвовала в съемках красивых, постановочных кадров. Два других корпуса доставили на съемки без отделки и без инженерных систем — на них и выполнялись трюки. После съемок эти корпуса отогнали на верфь, они были отремонтированы, отделаны и... переданы заказчикам.

Совершенно другой подход в этом отношении у легендарного британского производителя автомобилей Aston Martin. На заводе безропотно выделяют на растерзание группы каскадеров семь Aston Martin DBS! Не без гордости спешим сообщить, что дублировал Джеймса Бонда в сложнейших трюках на Aston Martin российский каскадер Мартин Иванов. Созвучие имен, конечно, чистая случайность: второй режиссер фильма «Квант милосердия» Дэн Брэдли пригласил Мартина сниматься после удачной совместной работы над фильмами «Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна». Каскадеры бондианы — настоящая семья, многие работают только на съемках фильмов о Бонде. Постановщик трюков Гэрри Пауэлл (он гонял на танке по Петербургу в фильме «Золотой глаз») — уже потомственный каскадер этой самой длинной киноистории: свое «рабочее место» он унаследовал от отца. Для Мартина Иванова это был первый опыт работы и с Aston Martin, и с Бондом. — Думаю, эта погоня будет одной из самых зрелищных в истории кино. Мы снимали в Италии, на горных дорогах, в тоннеле, в действующем мраморном карьере в  Карраре, где добывали мрамор для скульптур Микеланджело. Именно в карьере Aston Martin DBS с задним приводом пришлось особенно тяжело. В самых первых кадрах фильма за DBS Бонда гонятся три Alfa Romeo: первая из них погибает под колесами встречного грузовика, вторая не вписывается в поворот и улетает с обрыва, а от третей, на которой работал чемпион Британии по ралли Марк Хиггинс, Бонд никак не может оторваться. В результате он притирается к трактору, Aston Martin встает на два боковых колеса, и, пока машина скользит боком, Бонд достает из «бардачка» автомат. Потом выворачивается руль, чтобы машина опять оказалась на четырех колесах, и параллельно с этим Бонд по сюжету расстреливает из автомата водителя и пассажира Alfa Romeo.

Слушая это, понимаешь, как тяжело приходилось в свое время футбольным болельщикам, слушавшим трансляции матчей по радио: воображение нужно было включать на полную катушку. Представьте себе такой сюжет от Мартина: — Погоня за Aston Martin продолжается в тоннеле. Самым технически сложным трюком был разворот в тоннеле. Я на Aston Martin Бонда перестраивался на встречную полосу для обгона, но машину по сюжету погони притирает к стене тоннеля грузовик, при этом арматура из бампера грузовика насквозь протыкает дверь DBS. За счет увеличения скорости я на Aston Martin отрываюсь от грузовика, но водительская дверь так и осталась на арматуре. После того, как Aston Martin остается без двери, наступает самый технически сложный момент: автомобиль Бонда разворачивается в тоннеле на 360 градусов. От этой сцены требовалась особая энергия. Добились желаемого только после того, как я на Aston Martin «поскользнулся» на антифризе, который остался на дороге после съемок первого дубля: не успел вовремя оттормозиться и втерся в стену тоннеля. Ремонт Aston Martin предстоял недешевый, но сцена получилась такой, как хотел режиссер. А Гэрри Пауэлл сказал мне: «Не переживай. Если на камере смотрится хорошо, то не важно, сколько все это стоит!».

Сложнейшие трюки на Aston Martin DBS Мартину Иванову пришлось выполнять и во время съемок погони в мраморном карьере. Британский суперкар был перед съемками лишен всего того, на что обращают внимание покупатели в автосалоне: отключили встроенный компьютер, систему стабилизации, ABS, кондиционер… И все ради того, чтобы 520 лошадиных сил под капотом работали в полную силу и ничто не мешало выполнять смертельно опасные виражи.

— Конечно, ощутить комфорт Aston Martin DBS на съемках мне не удалось: по карьеру приходилось носиться в пыли и делать развороты на 180 градусов без водительской двери, в черном костюме и галстуке при тридцатиградусной жаре без кондиционера», — рассказывает Мартин.

Не стоит даже думать, что все трюки, выполненные Мартином Ивановым от лица Джеймса Бондаза рулем DBS, демонстрируют возможности автомобиля. Трюки ставятся ради зрелищности и эмоций, и почти никакой жалости к искалеченным автомобилям профессионалы не испытывают. Волосы встают дыбом от рассказов каскадера, как после каждого дубля Aston Martin ручной сборки отдают специалистам с завода на замену крыльев, подвесок, коробки передач. Но пусть это не волнует вас во время просмотра кино. Главное, что Aston Martin, управляемый нашим героическим соотечественником, мчит Джеймса Бонда к победе. Ведь добро всегда побеждает зло. Во всяком случае, по сценарию.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group