Регата
2009, 39 – Январь-февраль

Кейптаунский шторм

Текст Евгения Бакунова
Кейптаун — первая остановка и традиционный порт кругосветной гонки Volvo Ocean Race. Поломки ликвидированы, произведены замены в экипажах. Команды отдохнули и набрались сил перед новым рывком. Впереди у них еще более 30 тыс. миль


Самолет заходит на посадку сквозь низкие сизые облака. Внизу под нами огромное поле разноцветных коробок-гаражей — это «черные» пригороды Кейптауна. За бортом +12, и это совсем не та погода, которую рисует воображение при мыслях о Южной Африке. Дождь и сильный порывистый ветер сделали и без того немноголюдные улицы Кейптауна совсем пустыми и неуютными. На берегу дуло так, что валило с ног и ломало ветви деревьев. Холодный фронт пришел сюда не только с отвратительными дождями, но и со шквальными ветрами силой до 50–60 узлов. В порту и гоночной деревне пусто, как ночью. Лишь морские котики, валяющиеся тут и там, временами издают печальные стоны, которые вместе с завываниями ветра и шумом дождя превращаются в протяжную портовую «песню». До старта Volvo Ocean Race остается всего 72 часа, но ничто в гоночной деревне не указывает на предстоящее событие. На базах команд царит ленивое спокойствие, но это скорее видимость: экипажи отдыхают после длинного перехода, а их береговые коллеги устраняют последствия первого этапа гонки. Техники команд кривились и говорили, что, если такая погода продлится, они не знают, как будут сбрасывать лодки на воду.

На следующее утро главная городская газета Cape Times вышла с заголовком «Кейп вест второй день борется со штормовыми ветрами». Причиной столь разрушительной погоды стала находящаяся южнее Кейптауна зона низкого давления. Количество осадков, выпавших за эти дни, было рекордным за последние 30 лет. В провинции закрыли часть дорог, в море несколько яхт потерпели бедствие и обратились за помощью к спасательным службам, а в самом Кейптауне кое-где повалило деревья и сорвало крыши с домов. Хорошее начало для экзотического путешествия. Но надежда есть: говорят, к старту второго этапа погода наладится.


Мыс Доброй Надежды — культовое место для всех яхтсменов и путешественников. Находясь здесь, как-то по-особенному чувствуешь мощь и величие океана. Когда-то в 1487 году сюда впервые пришли корабли португальского мореплавателя Бартоломео Диаша. Он назвал это место мысом Бурь. Позднее король Португалии Жоао II переименовал его в мыс Доброй Надежды (Cabo da Boa Esperanca), надеясь, что морской путь в Индию все-таки будет найден. А через десять лет надежды португальской короны оправдались: другой португалец Васко да Гама впервые обогнул мыс и открыл путь на восток. Сто лет спустя сэр Фрэнсис Дрейк назвал мыс Доброй Надежды одним из самых величественных и прекрасных мест на земле... Считается, что именно у мыса Доброй Надежды сходятся два океана, и, похоже, это чистая правда: воды с запада и востока отличаются и цветом, и характером волнения. Западное побережье Южной Африки омывается холодным антарктическим течением Бенгуэла, его скорость составляет около 1,5 узлов, а мощность около 15 млн кубометров в секунду. Поэтому температура воды здесь на атлантическом побережье редко поднимается выше 14 градусов. С востока свои теплые воды из северной части Индийского океана несет течение Агульяс. Его скорость достигает 5 узлов, а мощность — 80 млн кубометров в секунду, температура воды около +20. Воды этих двух мощных течений сходятся где-то между Cape Point и мысом Игольный, и в зависимости от превалирующих погодных условий место встречи двух океанов перемещается между этими двумя точками.


С мысом Доброй Надежды связана одна из самых известных морских легенд о «Летучем голландце». По одной из версий, в 1647 году голландский капитан Хендрик ван дер Деккен, слывший в миру чудовищным богохульником, возвращался из Индии и у мыса Доброй Надежды попал в сильный встречный шторм. Команда хотела переждать бурю в какой-нибудь тихой бухте. Но капитан был настроен решительно и, расстреляв нескольких недовольных, заявил, что обогнет этот мыс, даже если на это потребуется вечность. В ответ на это с небес раздался голос «Да будет так!», и с тех пор корабль-призрак бороздит просторы мирового океана, а встреча с ним не сулит ничего, кроме несчастья.

Синее небо, яркое весеннее солнце и долгожданное тепло — таково было утро следующего дня. И только огромное облачное одеяло, сползавшее со Столовой горы, напоминало о вчерашней непогоде. Подумать только, сильнейший шторм попал в короткий интервал между финишем первого и стартом второго этапа гонки! Рано утром у нас в программе тест-драйвы Volvo. Поездку на комфортном и надежном Volvo XC70 по живописному берегу океана меньше всего хочется называть сухим словом «тест-драйв». Мимо проносились бирюзовые заливы с белоснежным прибоем, песчаные пляжи, и я ловила себя на мысли, что совсем не смотрю на дорогу... Но автомобиль делал свое дело: мы бодро проходили повороты, резко ускорялись на прямиках, и созерцание морских пейзажей в динамике естественным образом возвращало к мыслям об океане, яхтах и морских приключениях.


Сегодня предстартовый день: на базах команд кипит работа, идет погрузка. Для береговых команд это самый трудный день. Лодки переставляют из рабочих зон к главному причалу. «Как все команды, мы приводили лодку в порядок,  — рассказал глава синдиката Team Russia Олег Жеребцов. — Мы столкнулись с минимумом поломок на „Косатке“, поэтому и работы было меньше. Скорее бы уйти в море и войти в рутину ежедневной работы — команда у нас очень бодрая». Ночь перед стартом власти Кейптауна решили сделать для гонщиков незабываемой: тысячеметровая Столовая гора была подсвечена множеством прожекторов. Как пошутил кто-то, «пол-Африки в тот вечер сидело без электричества»! Утром перед стартом порт буквально забит людьми. В толпе знакомлюсь с некоторыми зрителями. Вот целая семья, местные: папа, мама и двое детей. «За кого болеете?» — спрашиваю. — «За русских», — отвечают. — «Почему?» — «Потому что в Team Russia два гражданина ЮАР...»

Наконец начинается предстартовая торжественная процедура. Ведущий представляет команды и шкиперов. Вот и лидер — Ericsson 4. «Эта команда не только выиграла первый этап, но и поставила рекорд суточного перехода для однокорпусных яхт — 602 мили», — сообщает зрителям ведущий. «How far is it — 602 miles? — спрашивает он и тут же сам отвечает на свой вопрос: It is really f...ing far». Зрительская аудитория взрывается хохотом. Наконец представления команд завершены, и лодки друг за другом выходят в море. Прибрежная акватория заполнена зрительскими судами всех типов и размеров. Между ними где-то вдалеке видны мачты восьми лодок Volvo. Ветер — узлов 20, волна — метра 1,5, иногда 2, но это совсем ничего, если вспомнить, что творилось тут парой дней раньше. Перед тем как уйти в океан, лодки должны пройти по треугольнику. Puma сразу же уходит в отрыв, следом идут Ericsson 4, Green Dragon и Team Russia. Лодки несутся по воде стремительно и красиво, изредка разбивая волны в огромный веер брызг. Для 70-футовых Volvo такая волна почти незаметна. А мы (пресса) на маленьком, хотя и быстром катере с трудом успеваем идти параллельно.


Проходит совсем немного времени, и в гонку вмешивается природа — ветер исчез совсем. Лодки остановились. Лидеров постепенно начали догонять отстающие: дойдя до штилевой зоны, они тоже потеряли скорость. Постепенно практически весь гоночный флот встал на сравнительно небольшом по площади участке. Сюда же подтянулась армия зрителей, и море стало похоже на тесную марину. Находясь в гуще зрительского флота, лодки Volvo довольно трудно маневрировали, они то и дело в довольно жесткой форме требовали дать дорогу. Первой покинуть штилевую зону удается Ericsson 4, лодка медленно начала перемещаться в открытое море, а следом за ней потянулись и остальные...

Так команды ушли по направлению к мысу Доброй Надежды и уже через пару дней испытали на себе все «прелести» Южного океана и ревущих сороковых, с их ураганной силы ветрами, 8-метровой волной, проникающим холодом и бесконечной сыростью. Но ни погодные условия, ни технические поломки не могут остановить людей... Гонка и жизнь в экстремальных условиях продолжаются...

К моменту сдачи номера в печать Volvo Ocean Race добралась до индийского Кочина. Первой на финиш пришла лодка Ericsson 4. Переход занял у нее всего 14 дней, 11 часов и 32 минуты, и теперь у команды 26 очков из 28 возможных. «Когда мы вошли в первую часть штилевой зоны, то приняли резко на восток, — рассказал потом Джюль Сальтер, навигатор команды, — и это был правильный ход, как и то, что мы держались южнее и смогли первыми преодолеть контрольную линию на 58-м градусе восточной долготы». Telefonica Blue финишировала второй. Причем в первой части пути лодка Боуи Беккинга, столкнувшись с неизвестным объектом, потеряла один из предкилевых швертов. Третьей финишировала Ericsson 3, четвертой — Telefonica Black. Puma пришла на финиш пятой, Delta Lloyd — шестой, Green Dragon — седьмой. Team Russia прошла контрольную точку четвертой, заработав 2,5 очка. Потом команда решила предпринять тактический маневр в поисках лучших ветров и взяла максимально на восток. Стратегия оказалась проигрышной. 29 ноября шкипер Team Russia Андреас Ханакамп написал в блоге: «Мы должны признать, что наш стратегический план не сработал: нам не удалось обогнать ни одного соперника. Сперва этот маршрут выглядел многообещающим, и ветровые условия подтверждали наши расчеты. Но в считанные часы все изменилось, и мы оказались посреди штилевой зоны без всяких шансов быстро ее покинуть». Российская команда финишировала последней и по итогам двух этапов делит 7-е и 8-е места.

Редакция Yachting благодарит компанию Volvo Cars Russia за организацию поездки.


***

Боуи Бекинг, Telefononica Blue

— Что вы чувствовали, когда после старта из-за проблем со швертом вынуждены были временно сойти с дистанции? Потрясающе, что вы смогли догнать после этого флот.

— Для нас это было непросто, мы понимали, что уже не догоним лидеров, но если сможем «достать» одну или две лодки, это уже будет отличный результат. Пятое место на финише — хороший результат в той ситуации.

— Вы говорили о том, что традиционно в Volvo Ocean Race побеждает команда, выигравшая первый этап. Вы первый этап не выиграли. Надеетесь, что сможете сломать традицию?

— Да, мы не выиграли. Но гонка только началась, и лодки идут очень близко друг к другу. Поэтому лидер не сможет чувствовать себя также комфортно, как в прошлой гонке Volvo.


Андреас Ханакамп, Team Russia

— Каковы впечатления после первого этапа и ожидания от второго?

— Мы неплохо прошли завершающую часть первого этапа и надеемся не снижать темпа.

— Вам понравилось, как работала команда ? Что произошло с Гильермо Алтадилом?

— Да все было очень хорошо, мы сделали гораздо меньше замен, чем другие команды. Гильермо начал готовиться к другим регатам. Это был его выбор покинуть команду. И наш тоже.

Торбен Граэль, Ericsson 4

— Победа в первой гонке за вами. Статистически это повышает шанс остаться лидером.

— До старта мы ощущали себя очень сильной командой и чувствовали, что выиграем первый этап. У нас есть шансы на победу, но всего лишь статистически. Мы должны работать и биться за каждую милю — команды идут очень близко.

— Кто наиболее опасный соперник?

— Испанцам не везло на первом этапе, но у них хорошие лодки и отличные профессионалы. Кроме того, американцы имеют лодку, близкую к нашей по конструкции, так что, я думаю, с ними нам предстоит также нелегкая борьба.


К началу проведения регаты Volvo выпустила три модели своих автомобилей в комплектации Volvo Ocean Race: Volvo V70, Volvo XC70 и Volvo XC90. Модели с эмблемой Volvo Ocean Race предлагаются в двух цветах: голубой — Ocean Blue или серебряный — Electric Silver. «Регата Volvo Ocean Race, как и наши автомобили, ассоциируется с активным образом жизни и захватывающими приключениями», — считают в компании Volvo. «На этот раз мы предлагаем автомобили, отделка которых сильнее, чем прежде, ассоциируется с парусным спортом. Во многих элементах салона просматривается яхтенная тема: швы обивки напоминают строчки парусов, алюминиевые вставки напольных ковриков похожи на очертания стакселя, а уникальный дизайн колес был навеян движением океанской волны», — говорит президент подразделения специальных автомобилей Volvo Cars Леннарт Стегланд. Салоны обтянуты светло-бежевой или черной кожей, центральная консоль и другие элементы выполнены из полированного матового алюминия. Для всех автомобилей Volvo Ocean Race предлагается широкий выбор двигателей. В 2007 году Volvo реализовала 458 323 автомобилей. В России в сегменте «Премиум» Volvo вот уже второй год держит лидерство: по итогам 2007 года компания заняла первое место, реализовав 21 077 автомобилей и увеличив продажи на 95%.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: