Катера
2009, 40 – Март-апрель

Авиатор

Текст Юрий Кузнецов
Трудно назвать лодки, которые были бы столь же бескомпромиссно, как Cigarette, построены с одной-единственной целью — максимальная скорость. Говорить надо, по сути, не о лодках, и не дай бог употребить такое тяжеловесное слово, как «судостроение». Речь идет об «авиации»: когда скорости достигают сотни узлов, лодка находится не в воде, а в воздухе


В отличие от других судов у лодок класса high performance, говоря о скорости, не принято обозначать конкретные цифры. Дело не в скрытности производителя, а в том, что для подобных болидов строгого значения нет. Самые знаменитые в мире суперскоростные лодки Cigarette строятся с учетом пожеланий клиентов, имеют огромное количество модификаций (как и всякий достойный спортивный снаряд); и все это влияет на скорость. Кроме того, на показатели влияют состояние акватории, соленость воды, ветер, температура воды и воздуха. На скорость влияет и тот, кто управляет лодкой, и тот, кто ему помогает. Кстати, точное измерение максимальной скорости не всегда и возможно: обычный GPS-приемник, например, на таких скоростях дает сильную погрешность. Так что когда речь идет о рекордах, о долях секунд, бессмысленно писать какое-то конкретное значение. Это как сообщить про олимпийского чемпиона, что его «максималка» — столько-то км/ч. Скажем так, Cigarette 46 Rider XP достигает скоростей свыше 100 узлов, а все остальное выясняется на соревнованиях, где «Сигареты» привычно берут первые места.

Теперь подробнее о 46 Rider XP и ее месте в водномоторном спорте и «авиации». Аэродинамика при разработке формы корпуса у Cigarette не менее важна, чем гидродинамика. Водоизмещающий режим такой лодке нужен только для того, чтобы отойти от причала и дойти до места старта. Мощность моторов по отношению к массе лодки позволяет крайне быстро преодолеть переходный режим и выйти на глиссирование буквально за секунды. Это очень сложный момент, просто потому, что это хоть и скоротечное, но очень нестабильное состояние. Корпус лодки покидает водную среду и полностью взлетает в воздух. Это к вопросу о том, сложно ли строить такие корпуса…. да, сложно. При неудачной конструкции корпуса или при неумелом управлении лодка может перевернуться и разрушиться.


В глиссировании, когда лодка летит над водой, она должна быть управляема и стабильна. Форма корпуса должна обеспечивать не только курсовую устойчивость и управляемость, но и вертикальную стабильность: корпус в таких условиях начинает играть роль крыла, и при неудачной конструкции лодка может просто взлететь под действием эффекта «приземного» воздуха. Именно так летают экранопланы, но мы-то имеем дело с совершенно другим снарядом. Cigarette спроектирована так, чтобы подъемная сила компенсировалась прижимной силой, тогда уже лодкой можно управлять.

Да, управлению Cigarette, которая по своим характеристикам уже больше похожа на самолет, нужно учиться. Обычный метод обучения судовождению — это практика. Можно попробовать несколько раз и понять, как судно управляется, как нужно швартоваться и т.д. С Cigarette «просто попробовать» не получится. Это как если бы вам предложили научиться летать на самолете самостоятельно: просто несколько раз попробовать — глядишь, и научился. Чтобы пилотировать Cigarette в предельном режиме (ради которого все и затевалось), нужно научиться понимать процессы, происходящие с лодкой на разных скоростях и при разных условиях, а еще — быть психологически готовым к внезапной смене условий. Нужна быстрая и грамотная реакция.


Теперь должно быть понятно, почему кокпит у всех Cigarette похож на самолетный: рядом с креслом рулевого всегда есть кресло второго пилота. Его почему-то часто называют штурманом, хотя его роль несколько шире. Это троттлмен, т.е. человек, контролирующий работу двигателей. Перед ним находятся такие же приборы, что и перед капитаном. Двигатели Cigarette 46 Rider XP — сдвоенные Mercury Racing HP 850SCi (стандарт) или 1075 Sci (опция) — это гоночные моторы, и они требуют внимания. Их работа отслеживается большим количеством датчиков. Важно не допустить перегрева двигателей и контролировать другие параметры штатной работы. Этим и занимается второй член экипажа. Впрочем, он является и штурманом тоже: картинка за бортом меняется столь стремительно, что пилот не имеет возможности отвлекаться даже на доли секунды. Хотя лодкой, в принципе, можно управлять и в одиночку, если условия позволяют.


Все кресла кокпита 46 Rider XP (а их пять) оснащены очень мощной боковой поддержкой, подголовниками, защитой от вибрации и, разумеется, ремнями безопасности: это гонка, baby. В авиации есть известная шутка: «Самолет — это то, что мешает летать двигателю». С оговорками все то же самое применимо и к Cigarette, поэтому и моторам, и моторному отсеку здесь уделено максимум внимания. Это не просто ящик с двигателями: корпус моторного отсека обязан защищать моторы от внешней среды, а людей — от ревущей мощи, снижая по возможности вибрацию и шум. И конечно, он устроен так, чтобы обеспечить легкий доступ ко всем двигательным системам, ведь на соревнованиях или просто при активном использовании лодки двигатели нужно тщательно обслуживать. Охлаждение таких моторов — важнейшая задача, поэтому кроме системы воздушного охлаждения стенки моторного отсека покрыты специальным зеркальным покрытием, которое когда-то было разработано для тепловой защиты космических аппаратов. Это делает моторный отсек очень красивым, и не случайно на выставках «Сигареты» стоят с распахнутыми люками моторов, чтобы ценители могли насладиться этим зрелищем. И все-таки Cigarette 46 Rider XP — это прежде всего лодка, и в ней, несмотря на гоночный потенциал, есть и то, что делает ваш забег комфортабельным: лаконичная носовая каюта, отделенная от кокпита гидравлической дверью. Там расположены V-образное спальное место, мини-камбуз и гальюн. Спорт есть спорт, а жизнь есть жизнь.

Cigarette 46 Rider XP — это лодка-мечта. Мечта прежде всего о скорости, полете и свободе. А еще Cigarette 46 Rider XP — это лодка-наркотик, ведь опытные владельцы Cigarette постоянно размышляют, что бы еще такого форсировать, чтобы снова и снова увеличить скорость.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: