Регата
2002, 01 – Август-сентябрь

Гонка вокруг острова Wight

22 июня состоялась ежегодная, уже 66-я по счету, гонка «Round the Island Race», маршрут которой пролегал вокруг острова Уайт (Wight) на юге Великобритании. В гонке приняла участие 1641 яхта и около 13000 яхтсменов. Последняя самая маленькая яхта- участница этого огромного впечатляющего флота — пересекла финишный створ, потратив на 50-мильную дистанцию 9 часов 15 минут и 48 секунд. Ну а первым на финиш пришел 110-футовый макси катамаран «Maiden II» под управлением Брайана Томпсона и Хелены Дарвелид. Для преодоления дистанции ему понадобилось 3 часа 21 минута и 16 секунд. Не хватило всего 13 минут для того, чтобы побить официальный рекорд гонки среди многокорпусников, который составляет 3 часа 8 минут 29 секунд (средняя скорость 15.92 узла). Рекорд для однокорпусных яхт — 4 часа 5 минут 40 секунд (средняя скорость 12.21 узла)


Главным фаворитом гонки в этом году считался «Медведь Британии», выигравший Vaphio Cup по системе IRC, что горячо обсуждалось гонщиками и болельщиками перед стартом. Яхта финишировала с результатом 5 часов 22 минуты и 23 секунды. Однако система гандикапа, которая применяется организаторами гонки, и призвана уравнять шансы яхт различной длины, конструкции и энерговооруженности, изменила позиции участников и в результате «Rosina of Beaulieu» вырвала победу, опередив соперников всего на 17 секунд по исправленному времени!

Известно, что сделать парусные соревнования зрелищными часто оказывается очень трудно. Это происходит вследствие того, что после старта яхты быстро уходят за горизонт и наблюдать за дальнейшим их продвижением можно только на экранах огромных мониторов, которые транслируют ход гонки с 6 видеокамер на промежуточных финишах и с вертолетов сопровождения. Требуется огромное искусство операторов и монтажеров, чтобы из отснятого материала сделать захватывающий репортаж, который передавал бы все нюансы спортивной борьбы.

Точка старта и точка финиша Round the Island Race совпадают, поэтому зрители на берегу могут видеть, кто же оказался самым быстрым. Такой вариант гонки является, пожалуй, наиболее зрелищным. Общая протяженность гонки – чуть больше 50 морских миль. Дистанция пролегала вокруг острова и примерно половину пути гонщики должны были идти вдоль пролива, причем против ветра. Место достаточно узкое, и на первый план вышли способности шкиперов вести тонкую тактическую борьбу. Как обычно гонки судились по Международным Правилам Парусных Соревнований. А это означает паруса, только паруса, ничего кроме парусов!

Для многих «макси-яхт» эти соревнования являются своеобразной тренировкой перед кругосветными гонками или другими более крупными и протяженными соревнованиями, поэтому на старте можно увидеть рядом ультрасовременные суда, выполненные по последнему слову техники, стоимостью несколько десятков миллионов долларов и старые уже хорошо походившие яхты, владельцы которых не мыслят жизни без участия в подобных соревнованиях. Такая вот связь времен и поколений.


Для того чтобы в начале дистанции не образовалась свалка, организаторы сделали раздельный старт для различных классов. Было составлено 9 стартовых групп, каждой из которых соответствовал стартовый флаг определенного цвета. Основной принцип разделения – по потенциальной скорости. Первыми в 8.30 со старта ушли самые скоростные многокорпусники – катамараны и тримараны. Затем скоростные «макси» для кругосветных гонок. И так далее, последними в 10.00 ушли тихоходные фолькботы и небольшие круизеры. Между стартовыми группами давался интервал в 10 минут, для того чтобы не создавать толчеи и не провоцировать возникновение опасных ситуаций при расхождении яхт. Если внимательно посмотреть на карту гонки, то можно видеть, что первые примерно 10 миль маршрут пролегает по проливу между островом Уайт и Англией, ширина которого составляет чуть более 2 миль. А поскольку этот участок проходится в лавировку, то можно представить какая каша может возникнуть при одновременной лавировке более чем полутора тысяч яхт, которые к тому же сильно различаются размерами и скоростью! Однако, благодаря раздельному старту, флот быстро растянулся по дистанции на несколько миль.

Западный бриз со скоростью 12–13 узлов (6–7 м/с), к сожалению, не позволял надеяться на побитие рекорда в этом году. Как правило, рекордные результаты в этой гонке показываются когда ветер дует со скоростью не ниже 20–24 узлов (10–12 м/с). Тогда огромные лодки способны развить поистине потрясающие скорости – для больших многокорпусников скорость в 30–35 узлов не предел.


Со старта гонщики должны были двигаться почти на запад, что при западном ветре означало почти 10-мильную лавировку.

После того как финишировал 800-й участник, это произошло примерно в 20.30 местного времени, стало ясно, что яхту «Rosina of Beaulieu» никто не сможет обойти по гандикапу. А все участники финишируют задолго до окончания контрольного времени – 22.00.

Президент Организационного комитета Дэвид Аткинсон назвал гонку 2002 года «незабываемой». Следующая гонка «Round the Island Race» состоится 21 июня 2003 года

Первый старт состоялся в 1931 году. Гонщики состязались за Золотой Римский Кубок (Gold Roman Bowl), легендарный трофей, который передал в дар основатель гонки Сайрил Винделер. Сегодня на старт выходит более 1500 яхт, от огромных «макси» до маленьких швертботов, от скоростных многокорпусников до спокойных круизеров.

10 фактов о «Round the Island Race»

1. Рекордное количество участников было в 1989 году, когда на старт вышло 1813 яхт.

2. Наиболее крупная яхта, когда-либо принимавшая участие в гонке, – 120 футовая «Velsheda» класса «J». Она принимала участие в гонке несколько раз в 80-х годах и в начале 90-х.


3. Сэр Эдвард Хис победил в гонке 4 раза, из которых 3 раза подряд в начале 70-х годов на Morning Cloud II & III и затем в 1980 году на Morning Cloud IV.

4. Почему гонка стартует в разные года то в мае то в июне? Это зависит от приливов. Гонка должна стартовать преимущественно до высокой воды и совпадать с наиболее длинными днями в году.

5. Первая гонка состоялась в 1931 году и в ней победил Питер Бретт на перестроенном рыболовном боте «Merry Conciet».

6. Во время Второй Мировой Войны гонка не проводилась.

7. В 1949 году впервые число участников превысило 100 экипажей. А в 1981 году их было уже более 1000.

8. Основатель гонки Сайрил Винделер (Cyril Windeler) выиграл в 1939 году кубок «Gold Roman bowl» на своей яхте «Kalliste».

9. Только дважды за всю историю гонки главный приз гонки кубок «Gold Roman bowl» выигрывали женщины – миссис Тобин на «Barbar» в 1954 году и Джулия Дэйн на «Glass Onion» в 1982 году.

10. На настоящий момент рекордами гонки являются:

l наименьшее время прохождения дистанции – катамаран «PlayStation» (шкипер Стив Фоссет) — 2 часа 33 минуты 55 секунд — в октябре 2001 года;

l среди однокорпусных яхт «Skandia Leopard» (шкипер Майк Слейд) 4 часа 5 минут 40 секунд — в июне 2001 года.


Что такое гандикап?

Гандикап – система подсчета результатов соревнований, в которых принимают участие суда различных конструкций и скоростных возможностей. Эта система призвана уровнять шансы больших и маленьких лодок. В основе системы — коэффициент, получаемый после обмера яхты. В обмер, как правило, входят такие параметры яхты, как длина, ширина, водоизмещение, площадь парусности, реже число мачт, наличие специальных приспособлений для увеличения скорости, например, перекачиваемый водяной балласт и др. Существует несколько систем обмера и расчета гандикапных коэффициентов. Чем больше яхта и ее скоростной потенциал, тем больше этот коэффициент. На этот коэффициент умножается время, потраченное на прохождение дистанции. Получается исправленное время, которое и заносится в итоговый протокол. Например, более скоростная яхта потратила на прохождение дистанции 5 часов и имеет коэффициент 1.20. А менее скоростная потратила 5 часов 30 минут, но у нее коэффициент 1.05. Тогда исправленное время у первой 360 минут, а у второй — 346.5 минут. Победа присуждается второй яхте, несмотря на то, что она пришла позже.


Систем подсчета гандикапных коэффициентов существует множество — достаточно сказать, что в этой гонке принято 40 различных классов, внутри которых подсчет ведется по своей системе. Это позволяет в значительной степени повысить точность расчетов и по возможности свести к минимуму возможные ошибки и недоразумения.

Строго говоря, ни одна система гандикапа не дает 100% точный результат — все равно та или иная яхта будет иметь преимущество. Равные шансы могут быть только среди монотипов — судов, построенных по одному проекту и желательно на одной верфи.

Поэтому гандикап год от года совершенствуется. Ведь главное предназначение этой системы — предоставить людям возможность гоняться на своих любимых яхтах со своими друзьями, у которых яхта может быть других размеров.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: