ноябрь-декабрь №6(44), 2009



 

Технология: «Аэлита»: первая навигация
Владислав Плешивцев
Яхта «Аэлита», спроектированная и построенная в России группой компаний «Еврояхтинг  Рыбинская верфь», совершила свой первый дальний поход.

Свою первую навигацию «Аэлита» провела бурно: из Рыбинска вниз по Волге до Казани, затем на север через Онежское и Ладожское озера в Петербург. И еще раз туда и обратно: в жару, в ненастье, в штормовой ветер. Побывала и в заповедных местах — на рыбалке, и на публике — в толчее шлюзов. Швартовалась «где захочется» и блистала на выставках.

Отправляя «Аэлиту» в плавание, проектанты знали, что на водных магистралях Родины ее ожидают тесные шлюзы, мосты, мелководье и отсутствие яхтенной инфраструктуры. Знали также, что особая прелесть яхтинга — именно отрыв от цивилизации, путешествие по безлюдным местам, где тишина нарушается лишь криком птиц и плеском волны. Собственно, для этого «Аэлиту» и создали. Не секрет, что в России по воде движутся в основном яхты-«иномарки» — редко встретишь среди них экспедиционное судно. Причины понятны: яхтинг ассоциируется прежде всего с морем и солнцем. Потому и насыщен мировой рынок сегодня скоростными судами «выходного дня» длиной до 20-ти метров. Дайвинг в любимой бухте, обед в ресторане соседнего яхт-клуба, посещение близлежащего острова. И, конечно же, яхтенный сервис на берегу в полном объеме. Как же тоскуют об этом московские владельцы «яхт-кабриолетов»…

На «Аэлите» не тоскуют. Она готова к тому, что есть… Ко всякой погоде и специфике речного и прибрежного судоходства. К отсутствию сервиса и инфраструктуры. Ведь главные параметры экспедиционного судна — автономность, безотказность систем, бесперебойность связи. А еще — многоуровневая «страховка» от всех проблем, так, чтобы у владельца оставалось ощущение: «Нормально все, естественно. А как же иначе?..».

ТОПЛИВО

«Аэлите» не нужны специальные заправки. Дизельное топливо яхта принимает от судов-топливозаправщиков, исправно обслуживающих судоходство в течение всей навигации. На борту — сепаратор, отделяющий «черную» (содержащую нефтепродукты) воду и возвращающий ее на ОС (плавучую очистную станцию), в шутку прозванную «Остров сокровищ». Емкость топливных баков позволяет «Аэлите» пройти без дозаправки до 1300 км.

ВОДА

Умыться, принять душ, постирать, помыть посуду — обычное дело. На берегу. На яхте всегда приходится думать о том, сколько воды в вашем распоряжении. На «Аэлите» система пресной воды принимает воду прямо из реки (а если из моря — то через опреснитель) и доводит ее до чистоты, соответствующей санитарным нормам воды бытового назначения. Производительность системы — до 1,5 м3/час. При этом качество забортной жидкости особой роли не играет — процесс подготовки включает удаление и механических включений, и бактериологических примесей, и водорослей, и нефтеостатков. Попить чайку, приготовить пищу, утолить жажду — на яхте это протекает как-то особенно, небуднично... Что ж, пожалуйста. Специально оборудованный отсек вмещает десяток привычных 19-ти литровых баллонов с питьевой водой, а насос доставляет ее в камбуз салона и на флайбридж.

ОТХОДЫ

Грязная (по-яхтенному «серая») вода собирается в цистерне, обрабатывается до состояния, адекватного экологической этике, и сбрасывается за борт. Об этом заботится установка очистки «серой» воды итальянской компании TECHICOMAR. Пищевые отходы, пройдя через измельчитель, установленный под раковиной в камбузе, попадают в тот же технологический цикл… Ну а собственно мусор (до чего же нынче совершенна и вездесуща упаковка!) отправляется по другому направлению: сначала в специальный контейнер на камбузе, где уплотняется в восемь раз, затем в брикетированном состоянии — в «уличный» контейнер-накопитель, находящийся в двух метрах от камбуза под палубой. Крышка контейнера герметична — запахи не распространяются. Сдать мусор на берег помогает гидроподъемник — с его помощью тяжелый груз окажется на уровне палубы. Дальше — путешествие на штатной тележке.

ЗАПАСЫ

Запасы продовольствия на «Аэлите» «тематически» разделены по штатным холодильникам — для овощей, для напитков, для замороженных продуктов, для закусок. А еще  — морозильник для пойманной рыбы. Итого — пять. Для всего, что не портится — множество шкафчиков и кладовочек.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Инвентарь для «мужских развлечений» — охоты и рыбалки (удочки, снасти, плащи, резиновые сапоги и т.д.), тоже тематически (или по имени своего хозяина) уложен в подходящих рундучках, которых предостаточно. Вместительный гараж на корме — хранилище для двух лодок и снаряжения. В машинном отделении (вдруг что починить!) — верстак и инструмент.

КЛИМАТ

«Аэлита» рассчитана на экспедиции от Черного до Белого моря в течение всего периода навигации. А это означает снабжение теплом и прохладой, защиту от высокой волны, палящего солнца, ветра, дождя и даже комаров. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования создают нужный микроклимат во всякое время по-своему: днём и ночью, летом и осенью, обеспечивая как комфорт пассажирам, так и экономию электроэнергии. Например, установка рекуператора в системе вентиляции дает до 40% экономии при подготовке забортного воздуха. Тент на флайбридже дарит прохладу в зной и уют в летний мелкий дождичек. А прозрачный тент, полностью изолирующий кокпит, спасает и от погодных причуд нашей полосы, и от насекомых. Система отопления, если надо, создаст комфортную температуру — и «с улицы» не захочется уходить даже осенью.

ОБОРУДОВАНИЕ

Радионавигационное оборудование обеспечивает «Аэлите» безопасное плавание в режиме «река-море», а также движение ночью: на борту есть две УКВ-радиостанции речного диапазона и две — морского; радар/картплоттер с GPS; тепловизор; впередсмотрящий эхолот, сканирующий пространство по вертикали и по горизонтали. Дополняют этот набор шесть видеокамер и мощный прожектор, управляемый из рубки.

Добавочные клюзы и кнехты, расположенные в средней части яхты, а также бортовые пульты управления удобны при швартовке в шлюзах. Подруливающие устройства в корме и носу яхты предназначены для борьбы с течением при подходе к берегу и маневрирования в шлюзах и узкостях. Они работают на гидроприводе, поэтому, в отличие от электроприводных устройств, способных работать лишь недолгое время, «подрульки» «Аэлиты» ни в чем не ограничивают капитана, когда возникают какие-либо сложности при разворотах. Два кормовых якоря в дополнение к двум носовым обеспечивают стоянку на течении. А малая осадка и защита винтов позволяют судну без опаски ходить по мелководью.

Повышенная надежность работы систем достигается их дублированием (например, насосы дублируются до трех раз) и автоматизацией управления. На «Аэлите» установлена АПС (аварийно-предупредительная система), заявляющая о нештатной ситуации и голосом, и светом экрана, и автоматической регистрацией в электронном журнале.

Итак, первая навигация на практике подтвердила статус «Аэлиты» как классического экспедиционного судна, вобравшего в себя лучшие черты, присущие этому классу. Построившая ее Группа компаний «Еврояхтинг Рыбинская верфь» убеждена, что это самый подходящий вариант для водных путешествий по родным просторам. И, разумеется, выражает готовность с «чистого листа» сдать «под ключ» моторную яхту по индивидуальному проекту для каждого, кто пожелает.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group