ноябрь-декабрь №6(44), 2009



 

Регата: Время назад
Виктория Струц
Вековой юбилей яхты Tuiga в Монако отпраздновали оригинальным способом: и на море, и на суше была воссоздана атмосфера 1909 года

Monaco Classic Week, как и любая регата классических яхт, культивирует отнюдь не спортивный яхтинг, а стиль жизни. Соревновательный элемент, конечно, присутствует, но результат в конечном счете не важен, главное — на людей посмотреть и себя показать. Но в этом году яхт-клуб Монако устроил нечто совсем уж из ряда вон выходящее: никогда еще ни одно парусное событие не проходило в столь необычном формате. В честь столетнего юбилея яхты Tuiga, флагмана клуба, решено было вернуть время на век назад. Весь праздник, начиная с флота приглашенных яхт и заканчивая дресс-кодом гостей, был выдержан в духе Belle Еpoque.

Панораму бухты Hercules украсил лес деревянных мачт. На регату прибыло более полусотни винтажных и классических парусников, среди которых были и ровесницы «Туиги» (яхты Cintra, Varuna, Owl и Lady Trix тоже отпраздновали в этом году столетие), и даже 15 гораздо более старых яхт. Среди них мы, в частности, заметили Partridge (1885), Marigold (1892), Avel (1896), Javelin (1897), знаменитый Pen Duick (1898), Tigris (1899), Bona Fide (1899), Ilex (1905). Были и дебютанты — к примеру, спущенная на воду в 2009 году Elena, реплика знаменитой Westward.

В качестве особых гостей присутствовали также три больших парусника: наш «Седов» (1921, 117,5 м), учебное судно итальянских ВМС Palinuro (1934, 69 м) и итальянская Signora del Vento (1962, 85 м). По ним в режиме нон-стоп водили экскурсии. «Седов» как самый крупный корабль и как судно «с самым голубоглазым экипажем» (цитируем местную радиостанцию) пользовался у публики наибольшей популярностью.

Моторная часть флота была представлена дюжиной крупномерных олдтаймеров от 20 до 80 м длиной, тремя десятками катеров Riva и несколькими лодками вроде той, на которой Шерлок Холмс преследовал по Темзе похитителей сокровищ Агры — с угольной печкой и трубой, причем эти музейные агрегаты оказались действующими, то есть действительно двигались на угольной тяге, из труб валил черный дым.

Monaco Classic Week — единственная в мире регата, где можно полюбоваться не только морской, но и наземной классикой: приглашения на нее всегда получают как владельцы парусных и моторных ретро-яхт, так и обладатели коллекционных авто. А в этом году выставка старинной техники, развернутая прямо на набережной Антуана Первого, была как никогда богата экспонатами. Здесь было все, от антикварных велосипедов до аэропланов, склеенных из деревянных реек и пергамента. Причем все машины тоже оказались на ходу — в рамках праздничных мероприятий на радость публике был устроен автопробег до Казино и обратно.

Странное ощущение, что все мы оказались в историческом фильме, достигло апогея 19 сентября. В тот день гостям Monaco Classic Week предложено было нарядиться по моде начала ХХ века. И ведь никто не проигнорировал эту просьбу! Мало того, костюмы при ближайшем рассмотрении оказались совсем не бутафорскими: тонкой работы кружевные платья, невообразимые шляпы, веера и зонтики у дам, добротные фраки, настоящие атласные цилиндры и трости у джентльменов (и где только монегаски берут такую одежду?) — вот в таком виде по набережным Монте-Карло прогуливались добрых полтысячи человек.

Главным событием дня, да и всей Недели стал яхтенный «Парад элегантности». Судейская коллегия в составе принцессы Беатрис Орлеанской-Бурбон, принцессы Камиллы де Бурбон, знаменитого фотографа-мариниста Филиппа Плиссона и антиквара Адриано Риболци дала старт сигналом горна, и яхты начали неспешное движение мимо судейского судна, демонстрируя шуточные приветствия. Обычное «гип-гип-ура!» у кого-то сопровождалось традиционным синхронным биением себя в грудь, у кого-то — акробатическим построением команды на гике, у кого-то — пальбой из пушек. В ход пошли исторические костюмы, накладные усищи и даже собаки, наряженные в матросские гюйсы. Публика, включившись в игру, бурно приветствовала участников, едва не подбрасывая в воздух шляпы. Празднику не помешал даже внезапно налетевший дождь.

Наконец на середину акватории вышла виновница торжества — яхта Tuiga. Этот гафельное судно было построено легендарным Вильямом Файфом III для герцога Мединаселли, который слыл близким приятелем короля Испании Альфонсо XIII и заказал точно такую же, как у короля, яхту, чтобы устраивать дружеские матч-рейсы. Дизайн и размерения у Tuiga и Hispania были идентичны — общая длина 27,36 м, длина корпуса 23,18 м, длина ватерлинии 15,68 м. Правда, в исторических источниках нельзя найти ни одного упоминания о том, чтобы Tuiga хоть раз обошла королевскую яхту. Впрочем, оставим этот факт на совести благородных донов. Принц Монако Альберт II приобрел «Туигу» в 1995 году, отреставрировал на английской верфи Fairlie Restorations и, будучи заядлым яхтсменом, с удовольствием теперь гоняется на ней в классических гонках. Иногда проигрывает, все честно.

Парадный выход этой прекрасной яхты сопровождался салютом. На борту играл волынщик в шотландском килте, команда отплясывала нечто залихватское. К сожалению, ветер к этому времени скис, и запланированная гонка не состоялась, но это никому не испортило настроения, ведь более успешные гонки уже состоялись17 и 18 сентября. Принц появился на «Туиге» вечером, когда началась протокольная часть. В честь именинницы в новом здании яхт-клуба (дизайна Норманна Фостера) был дан торжественный ужин на 1000 персон и устроена раздача наград. «Россиян в наших рядах пока нет, — сказал нам по окончании вечера президент яхт-клуба Бернар д’Алессандри. — Но к искусству жить, а тем паче к аrt de vivre la mer они уже начинают испытывать вкус». Что ж, надеемся, что когда-нибудь на таких замечательных мероприятиях можно будет увидеть классические яхты и под российским триколором.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group