ноябрь-декабрь №6(50), 2010



 

ЖЗЛ: Трансатлантическая экспедиция
Александр Львов
Три продолжительных гудка и один короткий, мы уходим. До свидания, Калининград!

Сотни провожающих на берегу машут руками и безудержно что- то кричат, как будто давая последние напутствия перед дальней дорогой. Но ты этого уже не слышишь. Ты стоишь на борту корабля, испытывая неимоверную гордость за возможность участия в экспедиции, и весь твой разум поглощен предстоящим путешествием. Швартовы отданы, за дело берутся буксиры, выводя судно на стартовую прямую. Проходит буквально несколько минут, и мы идем уже полностью своим ходом по Калининградскому каналу, через город Балтийск, и выходим в открытое море. До свидания, Россия, здравствуй, Балтика!

Наш первый курс лежит в г. Зеебрюгге (Бельгия) с продолжительностью перехода в шесть суток, за которые необходимо успеть хотя бы частично ознакомить курсантов с начальным этапом основ парусного дела. Балтийское море встретило нас приветливо. Судовое время 7:00 — экипажу и курсантскому составу подъем! Жизнь на корабле строго регламентирована:

7:00 — Подъем, зарядка — завтрак (в две смены)
8:30 — Развод (на котором формируются рабочая, вахтенная и учебные смены, а также план выполнения работ на этот день)
11:30—12:00 — Обед (в порту питание трехразовое, в море — четырехразовое. Кормят, что называется, от души, довольно-таки вкусно и разнообразно)
12:00—13:00 — Адмиралтейский час (отдых)
13:00 — Развод (продолжение работ)
15:30 — Полдник
16:30—17:30 — Продолжение работ и приборка корабля
18:30 — Ужин. После ужина — свободное время.
23:00 — Отбой

Парусные авралы в распорядок дня не входят, они могут быть когда угодно. Выходных же дней в море не бывает вообще. Довольно-таки жестко, но иначе и быть не может. Море, как и любая стихия, не прощает расхлябанности и легкомыслия. Здесь вся команда корабля должна работать как единый, хорошо отлаженный механизм, без сбоев и каких-либо погрешностей. Вот так и формируются у курсантов характер, сила воли и духа, ответственность и многие другие положительные качества, которые им непременно помогут и в дальнейшей жизни.

Началась 10-дневная тренировочная программа курсантов, в которую также входят первые подъемы на мачты, и очень сложно не заметить, как сильно они этого ждут. Их взоры постоянно направлены наверх, на мачты и реи. Мыслями своими, они давно уже там, на повестке дня один вопрос:  каково там, на самом верху ?  А что им ответишь: попробуй — узнаешь! А сам мимолетом вспоминаешь как это было у тебя, и понимаешь, что для них, курсантов, это сейчас самое первое и ответственное испытание на прочность. Этот день не заставил себя долго ждать. Все готово. 

— Курсантскому составу тренировочные подъемы на мачты начать!

В воздухе чувствуется адская смесь тестостерона и  адреналина. Для многих курсантов первый подъем стал нешуточным испытанием. Встречаются и те, кому так и не удается преодолеть страх высоты, и они остаются работать на палубе. Но самое страшное это не боязнь высоты, а оказаться при этом на мачте и испугаться спуститься. Во время тренировочных подъемов необходимо выявить тех курсантов, кто действительно сильно боится высоты и скрывает это — никому не хочется выглядеть слабаком. 

— Первый пошел!

Это завораживающая картина, не проходит и несколько минут, как все мачты становятся полностью облепленными крошечными человеческими фигурками, как пальмы (так ласково называют мачты) обезьянами. Ты стоишь наверху и встречаешь все новых и новых кадетов. 

— С первым подъемом тебя! Поздравляю! Не забываем про страховку.

Северное море

Входим в Северное море. Зимой здесь климат достаточно суровый, и штормов, думаю нам, не избежать. Как же хочется уже тепла и ласкового солнца!

Началась качка, страдающие от морской болезни, а это почти весь курсантский состав (я тоже не был исключением), носятся по коридорам в гальюн «звать ихтиандра». Мутит так, что буквально все вызывает тошноту и отвращение. Морскую болезнь невозможно вылечить, к качке можно только привыкнуть, но для этого нужно время, и его у нас хоть отбавляй. Даже сравнительно спокойное море может вызывать морскую болезнь, что уж тут говорить о штормовой погоде. Возникает она при сочетании различных видов качки: бортовой, поперечной, килевой, продольной или вертикальной. Есть различные способы противостояния болезни. При первых признаках тошноты хорошо помогает лимон или соленый огурец, вобщем любые кислые или соленые продукты. Можно сфокусировать взгляд на ровный горизонт. Ну а если совсем невмоготу, спуститься в каюту, лечь в койку и постараться уснуть, но не забывая при всем этом, что принимать пищу необходимо несмотря на полное отвращение. Желудок не должен быть пустым. Со временем ваш организм немного провыкнет и адаптируется. «Парусный аврал, парусный аврал, парусный аврал! Все наверх!». Выбежать на палубу, переборов тошноту, это одно, а вот подняться наверх, да еще и в шторм — это совсем другое. Вот тут и понимаешь всю реальность морской жизни. Шквалы, ветра такие, что дождь идет параллельно палубе. Один из парусов словно взбесился, укрощали его почти всей палубной командой. Набухшие канаты выскальзывают из рук как намыленные. Свист завывающего ветра, соленые брызги в лицо, появляется кураж, ты и стихия — вот она борьба. И ты стоишь плечом к плечу, уже не чувствуя ни ветра, ни дождя. Только бы удержаться, если хлестанет, сразу за борт улетишь. И мы держались, все как один, как единое целое, как настоящие мореплаватели давно минувших лет.

Город мостов и каналов

На шестые сутки взяли на борт лоцмана и через час отшвартовались в порту г. Зеебрюгге. Земля! Неподдельная радость. Сходишь на берег с ощущением нетвердости походки, продолжает немного качать. Начинаешь понимать смысл высказываний о моряках и об их странной и развалистой походке.

Зеебрюгге — это порт города Брюгге. Дословно «Морской Брюгге». Порт был построен между 1895 и 1907 годами и все еще расширяется. Это огромная искусственная гавань с танкерами, паромами и рыболовецкими судами. Зеебрюгге считается «рыбной столицей», здесь находится самый современный рыбный рынок в Европе. Основной достопримечательностью является сам Брюгге — столица провинции Западная Фландрия. Брюгге часто называют «Северной Венецией». Однако с последней его роднит разве что множество каналов, а ментальность, настроение определяет все-таки слово «северная». Даже карнавальное веселье здесь другое: солидное, немного грубоватое, в общем бюргерское, германское по своей природе, в отличие от итальянской холеричности и романской легкомысленности веницианского карнавала. Мне Брюгге скорее напоминает настоящую декорацию к сказкам Андерсена, герои которого, кажется, вот-вот выйдут из своих домиков и представление начнется. Настоящие сокровища обступают вас, стоит только попасть в центр города на знаменитую Рыночную площадь. По периметру она обрамлена зданиями Харлен — бывшей биржи, сооруженной в 1248 году. Композицию венчает величественная 83-метровая башня-колокольня Бельхоф, символ свободолюбия горожан. Если есть силы и желание, то можно на нее забраться, чтобы полюбоваться живописными просторами Фландрии. По городу, естественно, нужно ходить пешком.

Историческую часть Брюгге не трудно обойти за полчаса, только не надо спешить, так как здесь что ни место, то либо достопримечательность, либо чудесный вид или живописный пейзаж. Взять хотя бы каждый из 80 увитых плющом мостов средневекового города. Это просто сказка! А названия какие: мост Зеркал, мост Деревянных башмаков, мост Ткачей и Мясников. Собственно мосты и дали название городу: brugge — «мост» по фламандски. Ну, а где мосты, там и каналы. Они протянулись по всему Брюгге, кататься по ним на лодках — романтичнейшее занятие: например, из Грюнерея — одного из самых красочных уголков города, где покой старинных домов стерегут склонившиеся к тихим водам деревья, до Минневатера (озера Любви) — источника вдохновения влюбленных и мечтателей. Прогуляться по Брюгге стоит по меньшей мере дважды: первый раз днем, когда на улицах бурлит жизнь, все стены и витрины сверкают разноцветными красками, и второй раз — в сумерках или вечером, когда толпы экскурсантов умчались в своих автобусах и узкие пустые улочки стали очаровательно задумчивыми и умиротворенными.

Не менее восхитительны фламандская кухня и великолепное местное пиво. Бельгийская кухня удачно сочетает в себе две традиции: питательность сытных блюд, которые в свое время готовились для зажиточных купцов Фландрии, а также изысканность французской гастрономии. Бельгия — страна, способная удовлетворить вкусы настоящих гурманов. Город хвастает не менее чем четырьмя ресторанами, отмеченными в путеводителе Michelin. Один из них, «Di Karmeliet», входит в четверку трехзвездочных (по классификации Michelin) ресторанов Бельгии. Остальные три «звездных» брюжских ресторана — это Den Gouden Harynck в центре, Auberge de Herborist и Manoir Stuivenberg в пригороде. В городе свыше 100 ресторанов с бельгийской и французской кухней, множество итальянских и несколько азиатских. Совершенно не стоит пренебрегать обычными ресторанами, не отмеченными никакими звездами. Арденнская ветчина, густые овощные супы, свежие мидии и крабы — все это только предворяет богатый и сытный обед или ужин. Особенно хороши мидии в горячем отваре из овощей, кролик со сливами в горчичном соусе, «фламандский карбонад» (жаркое из говядины) — эти блюда непременно стоит попробовать. И все же фирменное блюдо страны — Frietes. Почти на каждом углу тут шипит и шкварчит Frituur, где жарят не только картофель фри, но и шашлыки, и крокеты, и фрикадельки. Для того кто любит сладости, Бельгия просто эльдорадо. Безе из сливок, ароматизированный хлеб, пряные сухарики, пирожные из творога с миндалем, карамельные бисквиты, а что уж говорить о шоколадных конфетах, которые уже более 200 лет поражают покупателей новыми и изысканными вкусовыми вариациями. Пожалуй, разнообразнее только сорта бельгийского пива, их не менее пяти сотен. Богатство выбора во многих пивных вызывает неподдельное восхищение. Непременно стоит заглянуть в Брюгге в пивную T Brugs Beeertje на улице Kemelstraat 5, где представлены почти триста видов пива. В общем, говорить об этом можно без конца, но пора собираться в дорогу.

Курс на острова

Море зовет. Четыре дня проведенных в Зеебрюгге и Брюгге, пролетели словно один миг. Швартовы отданы и взят новый курс на Канарские острова, на остров Санта-Крус-де-Тенерифе, с продолжительностью перехода в 11 суток. Выйдя из бухты, мы поймали попутный ветер и поставили почти все паруса. Судно резко увеличило ход и накренилось градусов на 15. Спать стало совсем неудобно: ноги выше головы. Метод спасения прост, берешь подушку и перекладываешь ее на другую сторону койки. Все в порядке, ты как в шезлонге, романтика! В каюте всегда все крепится по-штормовому, но иногда и это не спасает. И все летит вверх дном. Бывает, что и самому-то устоять очень сложно, а что уж говорить о всевозможных предметах быта: так и летаешь вместе со всеми вещами и предметами. Идем через Ла-Манш. Стоя на палубе и наблюдая по одному борту Англию, по другому Францию, испытываешь огромное желание причалить к какому-нибудь из берегов, но увы ты еще не капитан, да и корабль наш не частная яхта — так и проплывают манящие величественные берега перед нами. А вот уже и Бискайский залив.

Готовимся к заходу в порт. Сегодня на корабле большая приборка — банный день. Это означает, что мыться и драиться будет буквально все и вся. Очень радует то, что погода, по мере нашего продвижения на юг, становится все теплее. Особенности морской стирки — универсальность метода, заключающегося в том, что разницы между палубой и робой (одеждой) не делается, все драится одновременно и блестеть должно «как у кота...». Есть и еще одно действо о котором непременно хочется рассказать. После полного завершения приборки на корабле, особо жаждущие раздеваются, ложатся на палубу и под всеобщее ликование остальных, кто не отважился, принимают «бодрящий душ» из пожарного шланга с забортной водой. Крики и визги, пена повсюду, а вокруг только счастливые лица. В такие минуты, все как один, от мала до велика, становятся как дети!

Лоцман на борту, и спустя несколько минут мы отшвартовываемся в порту Санта-Крус-де-Тенерифе.

В Санта-Крусе мы стоим шесть дней — это просто великолепно. У меня появилась возможность ознакомиться с островом более детально, взяв напрокат автомобиль. Архипелаг Канарских островов пунктирной дугой лежит в Атлантическом океане, к западу от Сахары марокканского побережья Африки и состоит из семи крупных островов. В центре лежат Тенерифе и Гранд-Канария — самые большие из островов, на западе от них — так называемые «Малые Канары» — Пальма, Гомера и Иерро, а на востоке — Лансароте и Фуэртевентура.

Тенерифе на языке гуачей означает «белая гора». Это относится к туманному Пико-дель-Тейде — самой высокой вершине Испании. 3718 — метровый вулкан является сердцем острова и образует часть национального парка. Тенерифе — самый большой остров архипелага (его площадь — 2354 км2.). Вулкан Тейде делит остров на две различные климатические зоны. Влажная северо-западная область, защищенная кратером, покрыта пышной тропической растительностью и благоприятна для выращивания вечно зеленых виноградников. Южная часть острова — жаркая, скалистая и засушливая. Из-за этого Тенерифе часто называют «континентом в миниатюре». Привлекательный своим мягким климатом и температурой на побережье, составляющей в среднем 20 градусов, Тенерифе притягивает тысячи туристов. На северных склонах Тенерифе на высоте 600—1500 м растут реликтовые субтропические леса (монтеверде), которые в наши дни можно встретить еще только на нескольких островах. Эти леса часто окутаны облаками и туманами, из которых листья деревьев получают необходимую для жизни влагу. Это живые музеи, где можно увидеть, какими были леса на побережье Средиземного моря до наступления ледников.

Объехав весь остров вдоль и поперек, мы пришли к выводу, что на нем есть фактически все, что необходимо для любого отдыха, будь то активный или пассивный. Разнообразные пляжи и чистая вода позволяют заниматься разными видами спорта на воде и под водой, причудливые лавовые рифы и восхитительный животный мир — все это сделало Атлантическое побережье настоящим заповедником для ныряльщиков и любителей подводного плавания. На юге Тенерифе появились гигантские туристические города, способные вместить более 100 000 гостей одновременно. Помимо отелей на Канарах хорошо развита сеть апартаментов: здесь есть на выбор все, начиная от небольших студий до просторных покоев в несколько комнат. Самым роскошным отелем на Канарских островах считают Gran Hotel Bahia del Duqe на острове Тенерифе.

Санта-Крус-де-Тенерифе

Это — город, любимый всеми. Санта-Крус-де-Тенерифе основан в 1496 г., завоевателем Алонсо Фернандесом де Луго. До XVIII века это был скорее рыбачий поселок, нежели город. Но благодаря порту в укрытой бухте его значение постепенно увеличивалось, и в 1723—1927 гг. Санта-Крус был официальной столицей Тенерифе и всех Канарских островов.Сейчас пальма первенства принадлежит городу Лас-Пальмас на Гран-Канарии. Уникальная атмосфера колониального стиля архитектуры XIX века способна привлечь внимание посетителей, так же как изобилие магазинов, музеев и художественных галерей, ежегодный фестиваль классической музыки и , наконец, карнавал, который по своей пышности сопоставим с карнавалом в Рио-де-Женейро. Не стоит забывать и о шопинге, цены здесь дешевле чем на материке, а на некоторые вещи даже ниже, чем в Duty Free. Среди наиболее популярных ремесленных изделий островов всегда был канарский нож (Cucbillo Canario). Самый популярный сувенир из дерева, несомненно, timple — разновидность гавайской гитары. Стоит также отметить и другие деревянные изделия: шкатулки, курительные трубки, кастаньеты и традиционные плетеные корзины. Из текстильной промышленности — вышивки, шерстяные платья ручной работы, кружева, скатерти, шали и салфетки. Среди алкогольных напитков — это конечно же белый и темный ром (Ron) и его медовые разновидности. Особого упоминания заслуживает крепкое и сладкое янтарное вино, Мальвазия. Производство сигар на Тенерифе также можно считать искусством: свернутые вручную (puros), их часто сравнивают со знаменитыми гаванскими сигарами. Канарские сигары ценятся за свой аромат, и их даже приобретают для королевского двора в Мадриде. Без всякого преувеличения можно сказать, что кухня Канарских островов во многом построена на соусах. В настоящих канарских соусах нет никаких химических добавок и консервантов. Лучший сувенир из этих мест — маленькая бутылочка натурального канарского соуса (mojo). Первые блюда составляют разнообразные овощные супы ( крессовый,кабачковый,томатный). Среди рыбных блюд выделяется пурпурно-желтая вьеха (vieja) и окунь. Вьеха —это губан с белым мясом, только что пойманный, а затем слегка отваренный. Рыба подается с оливковым маслом и соусом и по праву считается одним из лучших блюд канарской кухни. Среди мясных — маринованная козлятина и свинина. Гордостью традиционной канарской кухни является знаменитое жаркое пучеро канарио (puchero Canario), его готовят из говядины или нескольких видов мяса сразу, бобов, турецкого гороха и картофеля с шафраном. Пальчики оближешь! Многие блюда подают со сморщенными папас арругадас (papas arrugadas) — картофелем в мундире, сваренным в очень соленой воде. Картофель варится до полного испарения воды для того, чтобы кристалики соли осели на его кожуре. Ну что тут еще можно сказать? Различные фрукты и овощи доступны здесь круглый год. Наиболеее популярны канарские бананы, опунция (колючая груша), папайя и ананасы. На их основе готовят многие вкусные десерты. Праздник души и желудка на Канарах точно гарантирован!

Продолжение следует...

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group