Регата
2013, 68 – Ноябрь-декабрь

C прицелом

Фото Михаил Киселев
Текст Екатерина Фарафонтова
Чемпионат России по парусному спорту в Тольятти стоило видеть — тут определились главные претенденты на лицензию для участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году. О прошедших гонках — в самом настоящем времени


Направление ветра южное, юго-западное, сила — 6–9 м/c, без мощных отходов и заходов. Словом, самый ходовой ветер для соревнований. Те, кто победят сегодня в непогожем Тольятти, в чемпионате России, через год будут соревноваться за олимпийские лицензии в жарком Сантандере на чемпионате мира — предшественнике Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, таком же жарком и, как известно, желанном не только для спортсменов.

Пять дней гонок флота на Куйбышевском водохранилище, среди которых день бездействия из-за сильнейшего шторма с волной около двух метров, и вот теперь медальная гонка. На воде катамараны класса Nacra 17, их четыре, в целом по России их всего пока пять, и пятый, неучаствующий, тут же, у берега, у яхт-клуба «Дружба». Соревнования проводятся при поддержке «Совкомфлота» — генерального партнера олимпийской сборной России.


В лице и корпусе Nacra 17 катамараны вернулись на олимпийскую дистанцию, они сменили класс «Торнадо», который еще в 1967 году стал олимпийским, теперь этот класс перешел в международный. Nacra 17, названный новым олимпийским только в прошлом году, отличается своими обводами, парусами, он полегче — не 137 кг, как «Торнадо», а 127 кг, он более динамичный. Главные соперники на чемпионате в скоростном классе Nacra 17 с большим опытом — на «Торнадо» они тоже гонялись. «По поведению на воде эта лодка ближе к классу 49er, чем к «Торнадо», на «Торнадо» статика, здесь — больше аэробика», — отмечает участник гонок и главный тренер сборной России по парусному спорту Сергей Джиенбаев.

И если спортсмены немногословны, кто в силу своего суеверия, кто в силу сдержанности, то болельщики разговорчивы. Кстати сказать, они не менее именитые, чем и сами чемпионы, — прогнозы у них есть обязательно, тем более что основная чаcть регаты прошла и сейчас началась завершающая гонка, и многое уже понятно.

«Я думаю, что все останется на своих местах, — объясняет Дмитрий Кульбицкий, президент Ассоциации парусных катамаранов России. — Если не случится что-то непредвиденное: кто-то может опрокинуться, поломаться или вдруг ветер резко может зайти, и кто-то другой тогда окажется в выигрышной позиции».


Кто же останется на своих местах? На первых позициях с разрывом в одно очко экипаж Сергея Джиенбаева с Дарьей Ивановой и экипаж Максима Семенова с Алиной Щетинкиной, в прошлом гандболисткой. Они-то и соревнуются за первое место.

Спортсмены идут от нижнего знака к верхнему, огибают его и идут по ветру. «Я заранее посмотрел дистанцию, прошел тренировку лавировки против ветра до первого знака, определил для себя выгодную сторону, — говорит Максим Семенов. — Порывы приходили с правой стороны, с севера. Я решил держаться тоже справа».

На старте заминка: экипажу Максима Семенова помешали, но он стартует вовремя и идет с отрывом. «На старте мы заняли наветренную позицию, — говорит Максим Семенов. — Тут не обошлось без конфуза: нас поставили против ветра, яхта остановилась, но мы переждали этот момент и все равно стартовали вовремя. Мы встали выше, ближе к знаку».На огибании уже ясно, кто станет чемпионом, интрига разрешилась, но вот на левом курсе двум экипажам, в том числе экипажу Максима Семенова, путь преграждают конкуренты. Жюри, вы видите, что творится на дистанции? Дважды помеха! «Они шли против ветра, право дороги — у них. Поскольку мы были с ними на одном галсе, мы смотрели, с какой стороны их обходить, — продолжает Максим Семенов. — Сбросили скорость, рулем на 15–20 градусов взяли левее и прошли под кормой яхты. Для такой небольшой дистанции отрыв у нас достаточный — когда яхта идет одна, она идет максимально быстро. Остальные обогнулись более плотно, они смотрели не за скоростью яхты, а за соперниками. Можно сказать, самым трудным было как всегда оторваться, а потом уже просто контролировать ситуацию».


«Ты начинаешь гоняться с ближайшим соперником, потому что держать, контролировать всех, гоняться со всеми невозможно, — говорит Сергей Джиенбаев. — Есть статистика, но точно сказать, откуда придет ветер, сложно. В этой гонке мы позиционно выбрали не ту сторону, больше держались в левой стороне, а вправо перестроиться по ходу движения было невозможно». От верхнего знака видно — экипаж Максима Семенова в отрыве от остальных катамаранов примерно на километр, у финиша он первый. В других классах — сейчас все будет решаться, тут и экипажей больше, и расстановка сил иная. Но главное — здесь другая идея хождения, иная идея тактической борьбы. В классе «470» юноши стартуют с девушками, но ветер заходит вправо примерно на 30 градусов, а поскольку гонка «золотая», а не одна из маршрутных, где можно допустить отход ветра, элемент случайности нужно исключить. И вот спортсменов возвращают на старт, задул ровный ветер. Лидеры все время меняются. «Идут — картина Репина «Сцепились». Сейчас все увидим по огибанию», — комментирует Дмитрий Кульбицкий. Поднялись голубые и белые спинакеры — полный ход. Если на тренировках между шкотовым и рулевым могут быть споры, то на гонках — нет, рулевой всегда решает. Каждый спортсмен знает: на соревновании нужны комфортные условия, это минимизирует тактические ошибки.


И первый у финиша (также в гонке) экипаж Алисы Кирилюк и Людмилы Дмитриевой. «Многих парней обогнали Алиса и Люда, — продолжает Дмитрий Кульбицкий. — Возможно ли это в каком другом виде спорта? Невозможно». По итогам подсчета очков в мужском зачете также первое место берут Павел Созыкин и Денис Грибанов. И если шкотовый Денис Грибанов уже в пятый раз становится чемпионом России, то для рулевого Дениса Грибанова, уходившего из спорта в пожарники, это и правда «Возвращение».

«Финн» ждет с подветренной стороны. Это тот класс, который удерживается в олимпийской семье за счет того, что в нем могут выступать тяжеловесы. На катамаране оптимальный вес экипажа 135 кг, а на яхтах «Финн» ребята по 100–110 кг гоняются, и рост их под два с лишним метра. Минута до старта. В классе «Финн» тоже будет решаться все сейчас. Надеяться на фарт или скидывать на неудачу не стоит, важно тактическое мастерство на дистанции. Подфартить может только тогда, когда ветер зашел хорошо. Старт дан.

Но тут же отзыв, причина не до конца ясна, сейчас нельзя вести радиосвязь с судейским судном, чтобы не мешать, а мы находимся в таком положении, что флагов не видно. Все возвращаются на линию. Новый старт, отзыва флага нет, старт дан верно. Уже после стало ясно, это были фальстарты.


Впереди плотно идут пять гонщиков, причем лидер общего зачета под парусом № 57 Егор Терпигорьев, который хотел исключить возможность фальстарта (в его случае ложного), раскручивается у линии старта и выходит на дистанцию последним. Чтобы прийти в первой тройке, ему нужно двигаться на максимуме. Огибание, и первым к финишу приходит Алексей Селиванов, после подсчета очков он-то и займет третье место. А успешные гонки флота Егора Терпигорьева сказались на финальном результате, именно он и стал золотым медалистом, хоть и пришел к финишу на медальной гонке четвертым.

Показалось солнце и вместе с ним дождевая полоса, а потом посыпал град. В этих условиях на старт выходит класс «Лазер», как и у всех классов, кроме Nacra 17, в медальных гонках в нем участвовали 10 экипажей. Дмитрий Кульбицкий, неизменный поклонник скоростных классов, строго отзывается о «Лазере», сравнивая его с балалайкой. Да, настроек тут немного, но виртуозы среди балалаечников бесспорно имеются, как и виртуозы-спортсмены — «лазеристы». На втором круге погодные условия вернулись на прежние позиции, хотя температура воздуха оставалась неизменной — 6 градусов воздух, а вода — 17. Первым идет Сергей Комиссаров, который, кстати, недавно получил звание мастера спорта международного класса. По итогам общего зачета он станет золотым финалистом.

У спортсмена в любом классе со временем появляется чувство руля, он приспосабливается смотреть не в одну точку, а видеть боковым зрением. Соревноваться мастерски. «И лучше, конечно, не думать о местах и медалях, но, когда вокруг так много разговоров, совсем не думать как-то не получается, — говорит Максим Семенов. — Все же голову этим забивать не стоит».

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: