Ноябрь-декабрь №6(74), 2014



 

Бренд: Wally: двадцать лет спустя
Текст Игорь Шеин. Фото предоставлены компанией Wally
Одна из самых знаковых компаний, созданная итальянцем Лукой Бассани на рубеже тысячелетия, в этом году отметила юбилей. На ее счету не только десятки уникальных катеров и парусников, но и безупречно узнаваемый стиль, который многие когда-то ошибочно принимали за быстротечную моду

Все происходит по воле случая. Я познакомился с Лукой Бассани — создателем Wally — в Москве, в лобби отеля Ararat Park Hyatt. Мой тогдашний босс опаздывал с ним на встречу и попросил встретить г-на Бассани и прогуляться с ним по центру пару часов. Мы представились-познакомились и отправились в сторону Кузнецкого Моста. Не помню, был ли это его первый приезд в Москву, но мне показалось, что ему гораздо интереснее обсуждать рыночные реалии, жизнь в Москве, нежели разглядывать достопримечательности, находящиеся тогда, к слову, в не самом привлекательном состоянии. Еще могу подтвердить, что Лука оказался невероятно приветливым, открытым к общению человеком.

В те времена денег было навалом (помните сакраментальное «если у кого нет миллиарда — идите в ж...»?), народ со вкусом осваивал и потреблял luxury. Угловатый, брутальный катер Wally Рower стал олицетворением крутизны и денег. Вышел даже увесистый альбом под названием, кажется, Rich Men Toys с ним на обложке. Выглядел катер и правда круто.

«Лука, вы чувствуете себя знаменитым?» — «Нет конечно — вот идем же спокойно по улице, никто нас не останавливает, автографов не требует».

В Москве, пожалуй, так и есть. А вот в Европе было иначе. Накануне нашей встречи вышел американский Vanity Fair с большой статьей про «дольчевиту», «лазурку» и, естественно, миллионеров, отдыхающих на своих больших лодках. Одним из героев публикации был Лука Бассани, помещенный на полосу в полный рост на фоне солнечного Монако. Будучи примерным семьянином, ведущим довольно скромный образ жизни, Лука поначалу возмутился и хотел было подать на журнал в суд за желтизну. Но посыпались звонки, заказы и он передумал. Как известно, желтая пресса, особенно в глянцевом воплощении, работает!

Второй раз мы повстречались с Лукой Бассани в Монте-Карло на яхтенной выставке, году в 2006-м. Его новый парусник пользовался ажиотажным спросом — чтобы зайти на борт и посмотреть интерьер, пришлось занять очередь. Лука заметил меня в толпе, пригласил внутрь без очереди и сам показал лодку, которая выглядела совершенно потрясающе. Тем не менее глава Wally казался немного уставшим и отстраненным — было ощущение, что с успехом и популярностью пришли и проблемы. Не могу сказать, что за вопросы беспокоили в тот момент г-на Бассани, но я знаю двух русских клиентов, купивших и отказавшихся впоследствии от его лодок. Говорили, что, мол, попали под обаяние дизайна, но разочаровались в надежности. Впрочем, может, тому виной были и завышенные ожидания, кто знает?

Лука Бассани не любит слово бренд, но все же Wally как бренд появился ровно 20 лет назад в крошечном офисе в Милане. Это было абсолютно семейное предприятие, нацеленное исключительно на постройку лодок для друзей и знакомых. Название он придумал вместе с женой. Произошло оно от лодки Wallygator, в создании которой участвовал Бассани. Лука был одержим идеей сделать ее легче и быстрее и совершенно не задумывался о будущих проектах. Но Wallygator вышел на славу. А через пару лет Бассани решил, что «легче и быстрее» — это отличный маркетинговый ход и мог бы лежать в основе собственного дела. Аппетит, как известно, приходит во время еды: и вот уже едва зародившаяся компания Wally переезжает в Монако — столицу rich and famous не только на Средиземноморье, но и, пожалуй, всего мира. Офис открыли в пафосной и безумно дорогой Seaside Plaza в порту Кап-д’Ай.

Впрочем, строительство невиданных доселе дорогих и стильных яхт, офис в Монако — в этом было не больше безумия, чем в утренней кардиотренировке. Рискуют многие. Но Лукой Бассани руководило вовсе не желание прославиться, а врожденная любовь к морю, парусному спорту (на его счету несколько престижных побед в гонках мирового уровня), да и отцовские гены дали о себе знать — родитель Бассани был весьма успешным и, как сегодня говорят, креативным предпринимателем. Именно он научил сына, что бренд — это главный актив любой компании, а инновации вместе с качеством и сервисом — самое важное в бизнесе.

Тем не менее страсть и инновации порой могут завести достаточно далеко. К примеру, на какой-нибудь «плавающий остров» с пальмами и водопадами. Трудно поверить, но такой концепт у Wally есть. К счастью, он оказался нежизнеспособным. На мой скромный взгляд, иначе и быть не могло, поскольку сама идея «организовать жизнь на борту таким образом, чтобы не скучать по земле» кажется весьма утопичной, не выполнимой по определению. Даже если ваш «остров» будет исключительно environment friendly. А вот проект WHY с похожей идеей, но без пальм, песчаных насыпей и прочего декора, созданный в коллаборации с Hermes, выглядит хоть и несколько пустовато, но уж точно не безвкусно. 

Лука Бассани лучше всех знает что делает, амбиций ему не занимать. Дважды получив за свои лодки Compasso d’Oro — высшую награду в области промышленного дизайна — в 2004 и 2008 годах соответственно, — он имеет право на самые смелые идеи и решения. Он обожает архитектуру. Причем как скромные жилые дома, так и общественные сооружения — Эйфелеву башню, например, гигантские мосты — мыслить Бассани за последние годы привык масштабно. Не стоит удивляться, если в один прекрасный момент он построит какой-нибудь впечатляющий Wally-билдинг!

Недавно компания Луки Бассани переехала из пафосного Seaside Plaza в значительно более бюджетные лофтообразные студии. Дела плохи? Напротив! В новых студиях бьет ключом энергия и придумываются идеи одна смелее другой. Команда Бассани уверенно смотрит в будущее. В конце концов, чем мы обязаны Wally? Широким применением гидротурбин, качающимся килем, джибами вместо генуи — сегодня частный флот невозможно представить без всего этого.

На последней выставке в Монако Бассани подписал контракт на строительство 110-футового парусника, нового моторного круизера Wally 50, показал очередной концепт Wally Ace с интерьерами, созданными Hermes. В разработке находятся водоизмещающие яхты длиной 30 и 43 м. С ними компания обещает определиться до конца года.

Смущают ли Луку Бассани многочисленные заимствования и имитации его проектов? Вовсе нет, скорее, напротив. Критика? Разумеется, огорчает, но в конечном итоге только способствует улучшению продукта. И если с неудовольствием моих знакомых русских клиентов Wally можно спорить — в конце концов, они на тот момент были не так давно в яхтинге, — но с его изречением «клиент выбирает продукт, но и продукт выбирает клиента» невозможно не согласиться.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group