Ноябрь-декабрь №6(74), 2014



 

Интервью: Долгая дорога в яхтинг
Интервью Игорь Шеин, Дмитрий Киселев. Фото Ольга Шевцова
Предприниматель Игорь Каталевский заканчивает строительство гоночной парусной лодки класса «мини-макси», на борту которой вместе со своим бессменным капитаном Кириллом Сарцевым планирует обойти вокруг земного шара, принимая участие в самых знаменитых регатах мира

Еще не так давно Игорь увлекался фрирайдом, проводя зимний сезон на сноуборде в Альпах, на Камчатке, Аляске и даже в Гренландии. Участвовал в ралли-рейдах в пустыне Марокко, а также осуществил автомобильный рейд из Новосибирска в Катманду через Алтай, Тибет и Гималаи. К горам он, судя по всему, вообще неравнодушен: во время интервью сообщил, что планирует восхождение на Монблан. Однако сегодня парусные гонки занимают главное место в спортивном расписании Игоря Каталевского. И как следствие, первый вопрос: почему все-таки экстремальный парус, а не комфортабельные прогулки на пяти узлах?

Кирилл: К экстремальному в спорте люди приходят очень быстро, по-моему.

Игорь: На самом деле, со мной это произошло благодаря Кириллу. Он, можно сказать, там чуть ли не с пеленок. Я как-то больше увлекался моторными яхтами. Начал проектировать экспедиционное судно 52 м, специально для высоких широт и уже почти дошел до производства на верфи в Германии. Но тут случился 2008 год с последующей «легкой» коррекцией планов. Идею пришлось отложить на неопределенное время.

Кирилл: У нас еще одно общее увлечение — мы достаточно много времени проводим вместе, играя в гольф. И летом 2011 года у меня появилась идея совместить гольф-поездку с парусной прогулкой. Мы решили пройти по Хорватии и Словении, на остановках играя в гольф. Для Игоря это был первый, собственно, поход под парусом.

Игорь: В течение всей недели ветра практически не было и поход осуществлялся под мотором. И вот, когда легкое разочарование от «паруса» начало уже укореняться в моем мозгу, подул легкий бриз. Возникла первая в моей жизни постановка парусов, и я даже был допущен за штурвал. А потом… Помню, как пришел первый порыв более сильного ветра, лодка начала крениться. Одновременно с ростом крена у меня увеличивались глаза. Кирилл был где-то на баке, а я совершенно не понимал, что нужно делать с лодкой, но одновременно с этим получил хороший выброс адреналина и испытал невероятный восторг. С тех пор у меня, кажется, и начался роман с парусами.

Yaсhting: И как дальше развивались события?

Игорь: А потом была первая любительская регата в Хорватии. Кроме меня к этому моменту Кирилл сумел заразить парусом еще четверых. И мы, неожиданно для себя, вдруг выиграли эту регату. То есть к усиливающейся любви к парусу добавился еще и вкус победы. Естественно, захотелось большего, и мы резко решили попробовать себя в регате Copa del Rey.

Кирилл: Подумали, что все можем. Взяли в чартер неплохую яхту Аrchambault 40 и… конечно, обломались. Не смогли справиться с гоночной лодкой.

Игорь: Спортивной.

Кирилл: Дело даже не в качестве. Это была лодка другого уровня. Прежде всего — паруса. Современные карбоновые. Они не на закрутке, поднимаются у убираются усилиями нескольких человек. Настройке таких парусов необходимо долго и много учиться. Вместо штурвала румпель… А вокруг лучшие яхтсмены Европы. Но мы были не последние.

Игорь: Вот тогда-то и появились первые планы о серьезном участии в гонках. Стало ясно, что, во-первых, надо много тренироваться, а во-вторых, иметь свою лодку. Потому что каждый раз на новой чартерной лодке обучаться тому, как эффективнее всего настроить паруса, какие нужны крены, какие скорости, — это даже за неделю перед гонкой сделать нереально. Конечно, для профессиональных яхтсменов это вопрос одного часа, но мы-то только начинаем.

Кирилл: Мы гонялись на First 47,7 — старенькой совсем, 2002 года. И даже выиграли на ней Kings Cup Phuket Regatta в 2012 году в классе Bareboat Charter. Лодка понравилась своей достаточно простой конструкцией и надежностью. Но, проанализировав ходовые качества всех First, Игорь пришел к выводу, что First 44,7 — это для нас оптимальный вариант. Она немного короче, но гораздо легче, что немаловажно в Средиземном море с его легкой ветровой обстановкой.

Игорь: Брать решили подержанную — не было смысла покупать новую для обучения и практики. Мы нашли лодку в очень хорошем состоянии у итальянца, который выиграл на ней много соревнований в Адриатике. Достаточно быстро договорились. Лодку перегнали в Геную, где решили устроить нашу учебно-гоночную базу. На сегодняшний день для нас Marina Aeroporto Genova как дом родной. За один месяц немного успели поковыряться с парусами, такелажем, палубным оборудованием и практически сразу пошли в Giraglia Rolex Cup в прошлом году. На лодке, толком не подготовленной. Если паруса были еще более-менее ничего, то веревки вообще никуда не годились. Потом возникли другие проблемы, двигатель перестал заряжать аккумуляторы, электроника вышла из строя.

Кирилл: После финиша шли на стоянку и причаливали под парусами. Повеселили всю марину Генуи.

Игорь: Причем уже без света. И без GPS, хорошо, айпад был (все смеются). Зато к Copa del Rey 2013 подготовились уже значительно лучше: сформировался окончательный состав команды. Все начинали с нуля в парусе одновременно. И это отдельный предмет нашей гордости. Пошили еще часть новых парусов. Плюс пригласили в качестве тактика Питера Галлахера, австралийца. Он очень давно в парусном спорте. А главное, мы выбрали имя для команды — HIGH SPIRIT 40 и разработали логотип. В результате стали 29 из 36.

Кирилл: Это уже легкий прогресс, потому что первый результат был 25 из 28.

Игорь: Потом были еще паруса. Серьезно переделали весь такелаж, заменили большую часть палубного оборудования. Полностью обновили все веревки, поменяли кучу стопоров, лебедки. Фактически затраты на обновки составили сумму, сопоставимую с ценой лодки.

Кирилл: Стало ясно, что старую лодку можно сделать новой, но ненадолго. Вот тогда-то Игорь и заговорил первый раз о строительстве новой лодки.

Игорь: Я посмотрел наиболее сильных дизайнеров гоночных лодок — Botin Partners, Reichel Pugh, Judel Vrolijk. На Мальте в период проведения Rolex Middle Sea Race оказался один из проектировщиков Botin Partners. Мы буквально за два дня там договорились и ударили по рукам. В результате нашей совместной работы получилаясь лодка, во многом повторяющая гоночные Volvo Ocean Race 65 нового поколения, только чуть проще и, конечно, потяжелее. Вообще для Botin Partners как раз характерно проектирование гоночных лодок. Поэтому взаимопонимание возникло с первого этапа. Строить начали 25 апреля этого года. В середине июля закончено ламинирование внешнего корпуса. Активно осуществляется процесс проектирования мачты (Southern Spars) и парусного гардероба (North Sails). Кроме того, мы познакомились с очень приятным человеком — яхтсменом и техником по имени Демис Алькарас из Генуи. Благодаря ему, я очень надеюсь, лодка должна получиться не просто с хорошими мореходными качествами, но и заточенная на океанские гонки. Строителей тоже выбирали самых лучших. Смотрели McConaghy, Yachting Developments, Green Marine, Knierim Yachtbau… После того как серьезно изучили всех, поняли, что для нас оптимальным вариантом будет верфь King Marine, специализирующаяся на строительстве гоночных яхт. Они, к примеру, строили лодки для Кубка Америки. Надеюсь, что лодка будет спущена на воду 1 апреля следующего года, и это будет не шуткой.

Yachting: И какие у вас в связи с этим намерения?

Игорь: Для начала пройдем по стандартному для нас набору средиземноморских регат: Giraglia Rolex Cup, Copa del Rey, Middle Sea Race. Пытаюсь совратить Кирилла на Fastnet, но он предлагает пока подождать.

Yachting: Сколько человек в команде будет?

Игорь: Десять.

Yachting: Это постоянный состав?

Игорь: Пока он не менялся и, надеюсь, не будет меняться. Потому что просто так взять лодку, посадить на нее 10 профессионалов и провести регату — это не интересно. Хочется вырастить коллектив, понять, что это такое. И в этом плане опыт, который мы получили в Southern Wind Sailing Academy, переоценить невозможно. Отдельное им, конечно, спасибо за организацию, где все настолько четко, правильно, продуманно. Вся команда в полном составе прошла учебу. Несмотря на то что у Кирилла и еще двоих из нас уже были корочки.

Кирилл: Нас всех понизили в ранге, несмотря на то что в команде есть Yachtmaster — Алексей Тихонов, который сам был инструктором когда-то. У меня, соответственно, Skipper — около 6000 миль. После окончания Southern Wind Sailing Academy мы все получили Сompetent Crew.

Yachting: Говорят, содержать команду высоких профессионалов — дорогое удовольствие.

Игорь: Да, это самая большая статья расходов. Цифры начинаются от 500 евро на человека и верхняя граница — под тысячу. В день. Представьте, 10–12 человек, трансатлантический переход… Вот вам и стоимость еще одной лодки! Поэтому все регаты хотим пройти самостоятельно. Для этого много тренируемся и много учимся. Исключение сделаем только для нашего действующего тренера и учителя Владимира Кулиниченко. Имя более чем известное в мире парусного спорта.

Yachting: Скажите, вот когда осуществятся ваши планы — пройти вокруг земного шара, поучаствовать во всех основных гонках, получить высшую категорию, — что будет дальше?

Игорь: На самом деле, чем больше смотришь, погружаешься в этот мир, тем становится интереснее. Когда видишь людей, которые вытворяют такие вещи, как, например, Vendee Globe в одиночку, то азарту только прибавляется. Мы недавно были в гостях у одного аргентинца. Он рассказал, что его родители — папа, мама и их товарищ на 36-футовой лодке этой весной из Аргентины перешли в Англию. Я спросил, сколько лет родителям. Выяснилось, что папе 79, маме 74 и товарищу 72. Я верю, что гонки мне не наcкучат никогда. Вот вторая Giraglia была, третья Copa del Rey, но ты каждый раз проходишь их как в первый раз.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group