Ноябрь-декабрь №6(74), 2014



 

Регата: Гонка в океане
Текст Виктория Струц. Фото Brian Carlin, Gilles Martin-Raget, Ian Roman, David Ramos, Rick Tomlinson, Sander Van Der Borch
Читателям Yachting не нужно пояснений, что такое Volvo Ocean Race — когда раз в три года лучшие яхтсмены мира на самых продвинутых лодках отправляются вокруг света. Поэтому мы сразу перейдем к делу...

На этот раз мы не только расскажем, чем отличается регата сезона 2014–2015, но и сами участвуем в ней! На старте в Аликанте вашему корреспонденту посчастливилось гоняться в составе экипажа яхты Dongfeng и выиграть серебро в портовой гонке pro-am.

Суть и характер Volvo Ocean Race, конечно же, остается прежним, однако в текущей регате есть свои нюансы — поэтому о них чуть подробнее. В этом сезоне регата — самая длинная за всю свою историю: суммарная длина всех девяти этапов составит 38 739 морских миль, или 71 745 км. К слову, по сравнению с первой гонкой, организованной 41 год назад (когда событие еще называлось Whitbread Round the World Race), маршрут удлинился более чем на 50%.

Старт уже в третий раз состоялся в испанском Аликанте, финиш примет шведский Гетеборг 27 июня 2015 года. По пути флот сделает остановки в девяти портах на пяти континентах: в Кейптауне (ЮАР), Абу-Даби (ОАЭ), Санье (Китай), Окленде (Новая Зеландия), Итажаи (Бразилия), Ньюпорте (США), Лиссабоне (Португалия), Лорьене (Франция) и Гааге (Нидерланды). В каждом их этих городов состоятся портовые гонки, результаты которых идут в зачет, причем заход в Голландию будет необычным — организаторы впервые ввели формат 24-часового «пит-стопа»: после короткой промежуточной остановки яхты покинут Гаагу в том же порядке и с теми же интервалами, с какими они пришли в порт.

Изменились и правила начисления очков. Команда, пришедшая первой на этапе, получает одно очко, пришедшая второй — два очка, третьей — три, и так далее. Команде, которая сойдет с дистанции или будет дисквалифицирована, будут начислены дополнительные очки. Таким образом, победителем станет тот, кто придет к финишу с наименьшим количеством очков.

Еще одно важное новшество регаты 2014–2015 — впервые за всю историю гонки у всех команд будут одинаковые лодки. Попытки как-то унифицировать флот, чтобы уравнять шансы участников, поставив их в более справедливые условия, предпринимались и раньше, но тогда действовало «правило коробочки». Иными словами, при постройке лодок конструкторы могли применять любые технические ухищрения, но в рамках заданных параметров. На сей раз соревнуются 100% монотипы. Высокоскоростные Volvo Ocean 65, построенные по проекту Farr Yacht Design, были переданы командам в состоянии «прет-а-порте», то есть полностью готовыми к выходу в море. Новые 65-футовые (19,8 м) «гоночные машины» короче предыдущего класса Volvo Open 70 (21,5 м), но скорость конструкторы обещают выше, чем на яхтах прошлых поколений. Введение монотипов помогло сократить расходы (каждая лодка обходится примерно в 4,5 млн евро, в былые годы доходило и до 15 млн), однако делает гонку более сложной для участников. На предстартовой пресс-конференции генеральный директор Volvo Ocean Race Кнут Фростад напомнил: даже раньше случалось, что после длительных океанских этапов яхты финишировали в порту с интервалом в 1,5–2 минуты, теперь же эта разница может стать еще меньше. А значит, борьба станет гораздо жестче!

За победу в Volvo Ocean Race 2014–2015 борются семь команд, на одну больше, чем в прошлый раз. Но главное новшество — участие в самой экстремальной регате мира женского экипажа. Дамы вернулись в гонку после десятилетнего перерыва.

Спонсором женской Team SCA стала компания Svenska Cellulosa Aktiebolaget, которая разрабатывает и производит бумажную продукцию и предметы личной гигиены. Экипаж интернациональный, в его составе — опытнейшие яхтсменки из пяти стран (отбор шел среди 250 претенденток): шкипер Сэм Дэвис дважды обошла вокруг света в безостановочной гонке одиночек Vendee Globe, Ди Каффари совершила одиночные кругосветные безостановочные плавания в обоих направлениях — на восток и на запад, Жюстин Метро (из Швейцарии!) недавно завоевала второе место в гонке Mini-Transat, Салли Баркоу не раз выступала на Олимпийских играх.

Кстати, экипажи на этой регате комплектуются из восьми человек, плюс корреспондент, который освещает ход гонки, но не имеет права участвовать в управлении яхтой. Однако в силу того, что по правилам все экипажи должны весить одинаково, для женской сборной сделано исключение — чтобы «добрать» положенный вес, в сборную включено на три человека больше, то есть на борту яхты Team SCA находятся 11 спортсменок и один журналист.

Еще одни амбициозные новички этой гонки — турецко-американская Team Alvimedica, самая молодая команда. Средний возраст экипажа, не считая навигатора Уилла Оксли, составляет 30 лет (в целях поощрения молодежи правила регаты предписывают каждой команде иметь как минимум двоих, родившихся после 1 октября 1984 года, то есть на момент старта им не должно исполниться 30 — и Team Alvimedica это требование выполнила с большим запасом). Члены команды имеют опыт гонок открытого моря, но в кругосветки не ходил почти никто из них. Семь лет эти молодые энтузиасты из США пытались найти средства на участие в Volvo Ocean Race, удача наконец улыбнулась им в лице турецких спонсоров. И первую же портовую гонку в Аликанте Team Alvimedica выиграла!

Впервые на Volvo Ocean Race выступает яхта под флагом Дании. Команду Team Vestas Wind финансируют люди, которые профессионально занимаются ветром — как источником энергии: компания Vestas производит ветроэнергетические установки (рекордный аппарат Vestas Sailrocket тоже их проект). Шкипером назначен шестикратный чемпион мира Крис Николсон, для него эта кругосветка Volvo уже пятая.

Нидерландскую Team Brunel возглавляет Боуве Беккинг, тоже ветеран Volvo Ocean Race: в его послужном списке целых шесть гонок. Экипаж он собрал матерый, все члены команды прошли как минимум две кругосветки, за единственным исключением — молодой литовский яхтсмен Рокас Милевичюс участвовал только в гонке Сидней — Хобарт.

Капитан испанской яхты Mapfre — знаменитый Икер Мартинес, двукратный олимпийский медалист и трехкратный участник Volvo Ocean Race. В прошлый раз из-за досадной поломки руля ведомая им Team Telefónica упустила победу, теперь упрямый баск готов бороться до последнего.

Несмотря на то что парусный спорт в Китае развит пока довольно слабо, эта страна участвует в гонке в третий раз. После Green Dragon и Sanya Поднебесная выставила новую яхту Dongfeng, в переводе «Восточный ветер». Шкипер — француз Шарль Кодрелье (рулевой Groupama 4, которая выиграла предыдущую регату), сама команда наполовину китайская, наполовину интернациональная — с помощью такой школы Китай рассчитывает подготовить собственных яхтсменов на будущее.

И, конечно, одним из безусловных фаворитов считается Abu Dhabi Ocean Racing. После вполне достойного дебюта на прошлой гонке экипаж, финансируемый арабскими шейхами, снова поборется за трофей Volvo. Команду опять возглавляет знаменитый Ян Уокер (две олимпийские медали и две VOR за плечами), большинство яхтсменов тоже прошли три-четыре кругосветки, и хотя из ОАЭ в экипаже только рулевой-триммер Адиль Халид, этот яхтсмен намерен использовать весь опыт, полученный на прошлой гонке, чтобы принести своей команде победу.

Из регат столь высокого уровня Volvo Ocean Race — единственная, где к гонкам допускаются не только профессионалы, но и любители. Для этого разработан специальный формат портовых соревнований pro-am: это когда состав экипажей разбавляют желающими из числа зрителей. Вообще-то гостевые места предусмотрены на многих регатах — но там гостю позволяется просто находиться на яхте, ни в коем случае ничего не трогая, — а здесь вы будете выполнять какую-либо судовую роль как полноценный член экипажа. Надо ли говорить, какой эмоциональный подъем испытывают те, кому посчастливится попробовать настоящую гоночную Volvo Ocean 65 в деле и погоняться бок о бок со звездами мирового яхтинга!

Вашему корреспонденту повезло. Я была отобрана в состав Dongfeng Race Team на портовую гонку pro-am в Аликанте. Можно было сесть на открен, тогда была бы возможность даже поснимать происходящее, но мне хотелось более деятельного участия — и меня поставили на лебедку грота.

Парус в ходе короткой гонки требует постоянной поднастройки, поэтому даже просто глазеть по сторонам времени не оставалось совершенно — рулевой-тактик Эрик Перон то и дело командовал: «Main on!», и мы с напарником Китом (Cheng Ying) изо всех сил принимались крутить ручки «кофемолки». Признаюсь, временами звездочки плясали перед глазами — нужно было приложить максимум усилий в минимальное время, а ведь дул всего 7-узловый бриз и море было почти спокойное — каково же им приходится в океане, при волне, холоде и ураганных ветрах, неделями напролет?! Так или иначе я отстояла триммером грота всю дистанцию, руки отваливались, но радости не было предела: наша лодка финишировала второй.

После гонки публика в порту встречала смешанные экипажи аплодисментами, организаторы устроили церемонию награждения. И все яхтсмены из состава amateurs — а среди нас были люди всех национальностей, комплекций и возрастов, да что там, даже принц Швеции Карл Филипп участвовал в этот день в pro-am! — радовались как дети и позировали с сувенирными медалями. Volvo все-таки знает, что значит эмоциональный след на всю жизнь.

Аудитория этого грандиозного события снова будет более двух миллиардов. Отныне и до конца июня наш журнал будет следить за новостями Volvo Ocean Race.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group