Май-июнь №3(77), 2015



 

MasterCraft
Парусные яхты: Реплика из железного дерева
Текст Виктория Струц Фото Camper & Nicholsons
Гафельный кеч Lamima был задуман как люксовое чартерное судно, однако даже во флоте лучших суперъяхт мира этот парусник стоит особняком

Внешне Lamima воспроизводит все конструктивные особенности традиционного индонезийского парусника пиниси, по сути же представляет собой вполне современную суперъяхту. Идея строить такого рода реплики не нова, однако до настоящего времени никому не удавалось воплотить ее так, чтобы в мировом яхтостроительном сообществе о судне заговорили как об эталоне — Lamima вошла в шорт-лист лауреатов престижной премии International Yacht & Aviation Awards 2015.

Позволим себе краткую историческую справку о типе парусника, который послужил источником для дизайнерского вдохновения. Очень уж любопытны подробности. Пиниси (phinisi) — довольно крупные двухмачтовые суда длиной от 20 до 35 метров, водоизмещением до 350 тонн. Индонезийцы считают их собственным изобретением, хотя строить такие парусники в регионе стали только с XIX века. Формой корпуса пиниси напоминают арабские доу. Наметанный взгляд человека, интересующегося историей мореплавания, сразу же отметит и явное сходство с европейской пинассой, вплоть до этимологии названия. В XVI веке эти парусно-гребные суда широко использовались в Средиземноморье и Северной Европе как почтовые и канонерские лодки, как рабочие баркасы торговых кораблей и посыльные для сообщения между линейными кораблями военных эскадр. К примеру, в кругосветном плавании Фрэнсиса Дрейка участвовали четыре разборные пинассы, сыгравшие большую роль в разведке берегов испанских колоний в обеих Америках.

Материалом для строительства пиниси всегда служило дерево. Индонезийцы придумали весьма оригинальную технологию — возводили корпус, начиная с обшивки: доски соединяли при помощи деревянных шипов, а шпангоуты вставляли в уже готовый корпус на завершающем этапе строительства. Парусное вооружение у пиниси косое, по типу шхуны или кеча. Мачты достигают в высоту 30 метров и часто делаются Λ-образными. Интересно, что гафели обеих мачт не опускаются и могут служить стрелой для подъема грузов в порту, а рифы парусов тянут их к мачтам, то есть парус смещается как задергиваемая занавеска. Пиниси продолжают выполнять функции «рабочих лошадок» и по сей день активно используются для рыболовства, перевозки грузов и пассажиров по всему индонезийскому архипелагу.

Lamima тоже построена из железного дерева, но это настоящий апгрейд идеи с учетом достижений современного судостроения: никаких шипов, конечно, — применялись технологии XXI века. Морская архитектура и экстерьер были разработаны специалистами из бюро Marcelo Penna Yacht Design, штаб-квартира которого находится в Барселоне. Финальную визуализацию проекта каталонский дизайнер Марсело Пенна предоставил заказчику в 2011 году, и уже в начале 2012-го на острове Сулавеси в Индонезии состоялась закладка корпуса. Причем произошло это с соблюдением всех традиций местных корабелов — с церемониальным подношением сладкого риса на кильбрус и воскурением благовоний, призванных задобрить морских духов и обеспечить кораблю долгую безопасную жизнь. 

Когда корпус был готов, его отбуксировали на верфь Italthai Marine в Бангкоке, где началось оснащение и отделка яхты. Габаритная длина Lamima — 65,2 м, ширина 11,2 м, осадка 3,6 м. Палуба и надстройка выполнены из тика. Обе мачты имеют стеньги, сделаны они не из привычного по нынешним временам карбона, а из дерева. Высота грот-мачты — 50 м, бизань ненамного короче — 48 м. Весь такелаж весит около 22 тонн. Общая площадь парусности достигает 1277 м². Яхта оснащена двигателем MAN 1000 л. с.; топливные баки емкостью 52 000 литров обеспечивают приличный запас автономного плавания даже в безветренную погоду. Скорость в круизном режиме заявлена 10 узлов. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в мореходности и надежности судна, специально отметим: Lamima получила сертификат одобрения итальянского классификационного общества Registro Italiano Navale (RINA), то есть она соответствует всем международным стандартам безопасности, стабильности, противопожарной защиты и не загрязняет окружающую среду.

Парусник имеет две палубы, есть также терраса на крыше надстройки, выполняющая роль флайбриджа. Для припасов и технических нужд имеется весьма вместительный трюм. Численность экипажа колеблется от 17 до 21 человека: по желанию гостей в рейс можно взять дополнительных стюардов, повара, массажиста, спортивных инструкторов и т. д. 

Атмосфера, присущая старинным деревянным кораблям, очаровывает каждого, кто попадает на борт Lamima. Переплетение снастей над головой настраивает на романтический лад, тиковый настил так и манит пройтись босиком, а банкетки с россыпью подушек, прикрытые от тропического солнца тентами, — устроиться поудобнее и наблюдать, как матросы с ловкостью цирковых акробатов снуют по палубе, управляясь с парусами. Все открытые пространства яхты достаточно просторны, чтобы каждый из 14 гостей нашел себе место и занятие по душе: можно заниматься йогой, брать сеансы тайского массажа или просто прогуливаться вдоль фальшборта, наслаждаясь видами. Кстати, Lamima имеет собственный дайвинг-центр с полным комплектом оборудования и инструктора PADI в команде, так что скучать в круизе точно не придется. 

Дизайн интерьера можно назвать современным, но с заметным влиянием классических азиатских мотивов: нарочитая простота отделки уравновешивается затейливыми элементами декора, артефактами и текстилем индонезийского региона. Просторный салон, расположенный в надстройке, вмещает диванную зону отдыха, обеденный стол и бар. Большие окна позволяют проникать внутрь надстройки дневному свету, из-за чего создается ощущение присутствия в загородном доме. Здесь же, на главной палубе, находится и мастер-суит, самая крупная из кают. Остальные расположены «этажом» ниже и по планировке зеркальны, осью симметрии служит диаметральная плоскость судна. Четыре гостевые каюты имеют двуспальные кровати, две — по паре односпальных, но метраж идентичен, и ванные комнаты у всех одинаково просторные.

Круглый год Lamima выполняет чартерные круизы в акватории Индонезийского архипелага. О самых интересных маршрутах рассказывает капитан Доминик Жерарден: «С мая по август мы обычно курсируем в районе островов Комодо и Сунда, в сентябре предлагаем гостям пройти „дорогой специй“ от Алора через Банду Нейру до Амбона — когда-то этим маршрутом везли мускатный орех, а в октябре-ноябре рекомендуем отправиться в красивейший залив Тритона (остров Агат) на дайв-сафари».

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group