Май-июнь №3(77), 2015



 

Регата: Кубок Софии
Текст Алексей Жиров Фото ВФПС
Олимпийские традиции и королевские увлечения

Каждую весну более тысячи яхтсменов из разных стран приезжают на Майорку, дабы принять участие в знаменательном событии, соревноваться с лучшими экипажами яхт в олимпийских и паралимпийских видах спорта, чтобы получить из рук королевы Софии награду, носящую ее имя: легендарный приз, на который нанесены имена победителей всех предыдущих регат. Кубок Софии за долгие годы превратился в хорошую традицию, вошел в спортивный календарь Майорки и является неотъемлемой частью ее жизни. 

История на миллион

Это единственная в своем роде регата, почти магическая. Залив Пальмы с прекрасными условиями для парусного спорта и радушное гостеприимство жителей Майорки особенно важны для тех, кто принимает участие в регате. Прекрасная погода и гарантированный ветер в начале весны — один из элементов, способствующих успеху регаты. 

Это событие, которое невозможно пропустить, и нет любителя паруса, который не мечтал бы оказаться в числе зрителей или участников.

Кубок Софии появился как «любительская» регата яхт класса «Дракон» в 1968 году на базе Королевского морского клуба. Тогда она называлась Международная неделя Пальмы. Надо сказать, что донья София начала заниматься парусным спортом, в частности яхтингом, еще в Греции вместе со своим братом Константином (экс-король Греции, завоевавший золото Олимпиады 1960 года по парусному спорту в классе «Дракон») и была запасной в олимпийской сборной Греции на Играх в 1960 году.

Шесть лет спустя, в 1974 году, в регате на Пальме приняли участие новые классы яхт: «Солинг», «470», «Снайп», «Финн» и «Европа». Именно тогда София, которая тогда была принцессой Испании, согласилась, чтобы регата была названа в ее честь.

В то время организацией регаты занимались четыре клуба: «Пальма», «Саренал», «Сан Антонио де ля Плайя» и «Де Мар». В 1976 году к регате добавился класс «Ворьен» и крейсерские яхты. Два года спустя регата стала приобретать черты олимпийской, временно заменив класс «Дракон» на «Звездный».

С самой первой регаты королевская семья Испании всегда принимала участие в Кубке Софии. Тогда еще принц Хуан Карлос начинал ходить на яхте класса «Дракон» и вместе с герцогом Арионским и Феликсом Ганседо побеждал на яхте «Фортуна» в 1973, 1974 и 1975 годах.

Количество участников постоянно растет. В тринадцатой по счету регате, например, принимали участие спортсмены из 15 стран. Это намного меньше, чем в наши дни, когда в 2011 году в соревнованиях принимали участие яхтсмены из 48 стран, а в 2014 — уже из 55. Однако, несмотря на меньшее количество команд, раньше регата привлекала не меньшее внимание, поскольку в ней принимал участие сам король, а также принц Астурийский на крейсерской яхте, не считая инфант Елены и Кристины на лодке класса 420.

История Кубка полна любопытных приключений. Об одном из них рассказал основатель Королевского морского клуба на Пальме и ветеран парусного спорта Куико Йомпарт. «Однажды во время крейсерской офшорной гонки, когда мы были уже почти в Кабрере (12 миль от Пальмы), нам пришлось отправиться назад, так как Военно-морской флот проводил маневры. Я услышал о них по радио, и разочарование, которое мы испытали, невозможно описать», — объяснил Йомпарт.

Любительская атмосфера первых гонок, когда в каждом классе принимало участие не более 20 яхт, кажется, давно ушла в прошлое. За эти годы выросло число участников в большинстве классов яхт, и организаторы, стремясь повысить качество соревнований, решили ограничить число участников, отбирая команды в соответствии с международным рейтингом ISAF. В результате повысился уровень, и регата стала мощной и зрелищной.

Таким образом, организаторы решили сконцентрироваться на олимпийских классах яхт и исключить классы швертботов, но сохранить гонки «Драконов» — как класс-основатель этих соревнований. Кубок для олимпийских классов яхт также был отделен от гонок крейсерских яхт.

Россия, вперед! 

Среди призеров Кубка Софии есть имена и российских спортсменов. Так, Анна Басалкина, Влада Украинцева и Екатерина Максимова в 2008 году стали первыми в классе Yngling. И тогда же экипаж Екатерины Скудиной занял третье место. В 2002 году в классе «Лазер» второе место было у Максима Семерханова. В 2007 году Андрей Кирилюк и Валерий Ушков завоевали серебряные медали в классе катамаранов «Торнадо». В 2007 году в классе «Дракон» («Дракон» не олимпийский класс, принимает участие по приглашению короля Испании) третье место занял экипаж Георгия Шайдуко, в 2008 году экипаж Василия Сенаторова занял второе место, в 2010-м — экипаж Анатолия Логинова вышел победителем, а Василия Сенаторова — занял третье место.

Вот что говорит Андрей Старцев, главный тренер сборной России по парусному спорту, об участии российской команды в этом году: «На 46-й Кубок принцессы Софии в олимпийских классах яхт приехало более 1200 яхтсменов из 65 стран мира. Соревнование проходило в статусе Кубка Европы и отбора на Кубок мира Международной федерации во Франции. С этого года Международная федерация парусного спорта приняла решение ограничить число участников Кубка мира, всего по 40 лучших спортсменов в каждом классе — 30 отобрались на основе рейтинга ISAF. В итоге наши спортсмены отобрались в восьми олимпийских классах из десяти участвующих в олимпийской программе. 

Для большинства россиян это была прежде всего тестовая регата, наш тренерский штаб оценивал состояние экипажей и спортсменов после зимней подготовки. Можно сказать, что сюрпризов гонка не подарила. С прошлого года в российской копилке есть четыре лицензии на предстоящую олимпиаду в классах 470 и RS:X как у мужчин, так и у женщин. Эти классы и здесь показали свою готовность бороться около 10-ки сильнейших. Есть еще год, чтобы эффективно провести подготовку и настроить ребят на медали олимпиады в Рио-де-Жанейро. Остальные классы в этом году будут пытаться добирать лицензии».

Павел Созыкин и Денис Грибанов (Краснодарский край) в классе 470 у мужчин завершили регату на 11-м месте, и даже второй приход в последней квалификационной гонке не позволил ребятам забраться в медальную гонку. Второй наш экипаж опытных Михаила и Максима Шереметьевых закончил регату на 16-м месте. Победили аргентинцы Лукас Калабрис и Хуан де ла Фуенте, вторыми пришли британцы, третьими — шведы.

У женщин в классе 470 Алисе Кирилюк и Людмиле Дмитриевой (Москва, Саратов) удалось побороться в медальной гонке, регату они завершили на 10-м месте. Кубок и первое место у женщин взяли Жо Алекс и Поли Поури, второе место у француженок, третье — у британок. 

В классе виндсерфинг RS:X у женщин Ольга Масливец (Евпатория) закончила регату на 10-м месте, бодро стартовавшая юниорка Стефания Елфутина (Краснодарский край) закончила гонку на 14-м месте. Победила в регате француженка Шарли Пикон, второе место у Голландии, третье — у французов. 

У мужчин в классе RS:X за Россию гонялись только юниоры, поэтому Александр Аскеров (Сочи) только 29-й, а Артем Мурашев (Новосибирск) — 36-й. Победил в регате голландец Киран Бадло, вторые французы, третьи датчане.

В классе «Лазер» начавший «за здравие» в десятке сильнейших Сергей Комиссаров (Долгопрудный) закончил на 28-м месте; победил в этом классе немец Филип Бул, второе место у шведов, третье забрали голландцы.

У женщин в классе «Лазер-радиал» Елена Воробьева (Санкт-Петербург) сумела войти в двадцатку сильнейших, финишировав на 19-м месте. Победила опытная бельгийка Эви Ван Акер, вторая британка Элисон Янг, третье место у датчанки Анны-Марии Риндом, Татьяна Дроздовская из Белоруссии заняла 9-е место. 

Хорошо покатили к концу регаты ребята в классе 49. Так, Павел Калинчев и Павел Карачев (Москва, Воронеж, Тверь) закончили свое выступление на 19-м месте. Гонявшийся с температурой Сергей Джиенбаев с Дарьей Ивановой (Воронеж, Сочи) в классе катамаран «Накра 17» хоть и вошел в золотой флот, но выше 28-го места подняться не смог. В классе «Финн» лучший из россиян Егор Терпигорев (Москва) только 29-й.

И все же россиянам удалось побывать на подиуме этой престижной регаты, правда, в неолимпийском классе. Соревнования по кайтбордингу завершились за три дня до окончания основной программы регаты и принесли России три медали: золото завоевала Елена Калинина (Санкт-Петербург), серебро — Анастасия Акопова, у мужчин бронзу завоевал Иван Доронин. 

Церемония награждения по традиции состоялась в старинном кафедральном соборе Санта-Мария в городе Пальма-де-Майорка, серебряные кубки из рук королевы Софии получили все победители регаты. Основной трофей достался новозеландкам, олимпийским чемпионкам в классе 470 Жо Алекс и Поли Поури.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group