Июль-август №4(78), 2015



 

Регата: Лебединые гонки
Текст Виктория Струц Фото Stefano Gattini
Gazprom Swan 60, ведущий класс монотипов категории макси с постоянно растущим флотом, провел собственный чемпионат мира уже в третий раз. И снова трофей завоевали яхтсмены из Санкт-Петербурга

Чемпионат мира в классе Gazprom Swan 60 прошел 11–16 мая в Тирренском море. Принимал гонку яхт-клуб Club Nautico di Scarlino, который базируется в новейшем парусном центре на побережье Тосканы — Marina di Scarlino. Выбор места для регаты неудивителен — Скарлино может похвастаться не только стабильными ветрами, живописными окрестностями и удобной защищенной бухтой, но и первоклассной инфраструктурой: в этой же марине находится ремонтная верфь Scarlino Yacht Service, где компания Nautor’s Swan решила разместить свою средиземноморскую базу обслуживания клиентов.

Класс Gazprom Swan 60, презентация которого состоялась в сентябре 2012 года в рамках регаты Rolex Swan Cup на Сардинии, тогда же получил официальный статус ISAF. Если вспомнить, что Club Swan принимает участие более чем в 30 регатах по всему миру, начиная с гонок класса Swan 42 и заканчивая турнирами макси-яхт, то появление еще одного класса со своим чемпионатом у многих тогда вызывало вопросы. Сами представители верфи поясняют: за почти полвека своей истории Nautor’s Swan создала 95 различных моделей яхт: от первого 36-футовика Swan 36, выпущенного в 1966 году, до современных 100-футовых гигантов. Но наиболее популярным форматом оказались гоночно-круизные яхты длиной 50-60 футов, на них сохраняется и самый большой спрос. Именно поэтому верфь решила сделать ставку на модель Swan 60: в ней удачно совмещаются комфорт и отличные гоночные качества; высокоэффективный корпус, великолепная остойчивость и прямое рулевое управление обеспечивают легкость в управлении и маневренность. Лодка имеет хороший гоночный потенциал как в прибрежных, так и в офшорных регатах. Ну а появление генерального спонсора в лице «Газпрома», который смог оценить перспективы роста флота этих монотипов, только помогло развитию класса.

В числе участников ЧМ-2015 были яхты из Дании, Италии, России и впервые — из Финляндии. Экипаж последней состоял из спортсменов яхт-клуба Турку во главе с его командором и президентом финской Федерации парусного спорта Самули Салантере, а также сотрудников верфи Nautor’s Swan, расположенной в Пиетарсаари. В составах других команд встречалось много известных в парусном мире имен. Так, в экипаже Petite Flamme числится легендарный испанский спортсмен, двукратный олимпийский чемпион Луис Доресте (золото в классе 470 на Играх-84 в Лос-Анджелесе и в классе «Летучий голландец» на Играх-92 в Барселоне). От России под флагом яхт-клуба Санкт-Петербурга выступили две яхты — молодежная Gazprom Youth Sailing Challenge на лодке Tsaar Peter и российско-итальянская команда Bronenosec. Шкипером «молодежки» был участник Олимпийских игр и кругосветки Whitbread Round the World Race Сергей Бородинов, рулевым - Вячеслав Мартынов, ставший в свои 22 года самым молодым рулевым во флоте чемпионата. А «Броненосцу» предстояло защитить чемпионский титул в классе Gazprom Swan 60, который он удерживал уже два года: в 2013 году петербуржцам покорился пролив Солент, в 2014-м команда показала лучший результат в заливе Пальмы. В итальянском розыгрыше титула экипаж возглавил директор яхт-клуба Санкт-Петербурга Игорь Фролов, тактические задачи поручено было решать легенде итальянского парусного спорта Томмазо Кьеффи, за навигацию отвечал участник Кубка Америки Марк Лагессе из ЮАР.

Регламент подразумевал четыре гоночных дня, три из них отводились на соревнование флота (по три гонки в день по дистанции «петля»), один — на проведение длинной гонки Natural Parks Regatta, а также один день отдыха после нее.

Маршрут гонки Natural Parks Regatta, которая с успехом прошла 13 мая, был задуман самим Леонардо Феррагамо. Флот стартовал от побережья близ Скарлино, двигался в направлении острова Эльба, затем огибал остров Черболи и возвращался к исходной точке. Natural Parks Regatta была проведена в этом году впервые, в дальнейшем планируется, что гонка станет ежегодной и войдет в спортивный календарь ClubSwan.

Самым сложным днем чемпионата выдалась пятница 15 мая. На смену почти летней жаре вдруг пришли шквалистый изменчивый ветер, понижение температуры и дождь. Организаторы провели только две гонки, в промежутке между которыми флот возвращался в марину, так как не обошлось без поломок и порванных парусов. Первый старт дали в сложнейших условиях, ветер то и дело «заходил», отмечались порывы до 30 узлов. И уже в самом начале из борьбы выбыла финская лодка SGM: сначала у нее вырвало стаксель-шкот, а за ним и сам парус вырвало из штаг-пирса. Команда Petite Flamme, пришедшая пятой, лишилась генакера.

Победа в этих непростых условиях досталась датчанам на яхте Vertical Smile, Spirit of Europe под управлением Леонардо Феррагамо заняла второе место. «Броненосец», все время возглавлявший турнирную таблицу, боролся на дистанции за первое-второе место, но, увы, на финальном отрезке команда не рискнула сделать поворот через фордевинд с генакером, упустила лидерство и пришла третьей. Впрочем, во втором старте этого дня россиянам удалось отыграться.

Драматичным оказался и заключительный день чемпионата: три гонки прошли в условиях постоянно заходившего нестабильного ветра от 5 до 16 узлов, а затем яхтсмены пережили не менее драматичные минуты на берегу, когда разбирались протесты, изменившие в итоге турнирную таблицу. Если претенденты на «золото» и «серебро» выявились еще на экваторе регаты, то битва за третье развернулась нешуточная. На него претендовали российская Gazprom Youth Sailing Challenge и итальянская Petite Flamme.

Накануне наша молодежная команда завершила пятничные гонки с минимальным преимуществом в одно очко. Судьбу третьего места должна была решить заключительная гонка регаты. Tsaar Peter удачно стартовал и к нижнему знаку подошел правым галсом, их главный соперник Petite Flamme — левым. На повороте генакер итальянцев навалился на Tsaar Peter. Последовали протесты с обеих сторон. После инцидента тактик российской команды Игорь Лисовенко выбрал выгодную сторону, и команда финишировала первой. Тем не менее исход поединка решился не на дистанции, а во время разбора протестов. По решению судей команда Gazprom Youth Sailing Challenge получила дисквалификацию и равное итоговое количество очков с Petite Flamme. Но поскольку в предыдущей гонке у итальянской команды был лучший результат, она и заняла третье место по итогам чемпионата. «Серебро» досталось датчанам на Vertical Smile.

Чемпионом мира в классе Gazprom Swan 60 третий раз подряд стал «Броненосец», выигравший в этом году семь гонок. Директор яхт-клуба Санкт-Петербурга и шкипер команды Игорь Фролов получил трофей класса, изготовленный ювелирами Asprey, из рук президента верфи Nautor’s Swan Леонардо Феррагамо и в благодарственной речи сказал: «Команда снова приложила все усилия, чтобы отстоять чемпионский титул в классе Gazprom Swan 60. В экипажах соперников было много знаменитых и опытных гонщиков, отчего конкуренция была высока как никогда, поэтому я так рад и горд, что поднимаю сегодня этот трофей».

А флот Swan 60 тем временем продолжает участие в самых престижных регатах. В июне с побережья Тосканы он переместился в Лигурию, где стартует старейшая на Средиземном море офшорная гонка Giraglia Rolex Cup. В начале августа «сваны» примут участие в Copa del Rey MAPFRE на Майорке. И кульминацией сезона станет ежегодная офшорная регата Nord Stream Race, старт которой запланирован на 20 сентября.


Итоговые результаты

1. «Броненосец» (Россия) 10

2. Vertical Smile (Дания) 18

3. Petite Flamme (Италия) 27

4. Tsaar Peter (Россия) 27

5. Spirit of Europe (Италия) 32

6. SGM (Финляндия) 48

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group