Июль-август №4(78), 2015



 

Субмарины: Залечь на дно
Текст Александр Шумский
Куда отправиться яхтсмену, если он обошел все моря и океаны, побывал за полярным кругом и несколько раз обошел вокруг света? Правильный ответ — на дно!

На самом деле вряд ли это как-то связано и, скорее всего, просто любопытное совпадение, но все же стоит об этом упомянуть. В 2009 году питерский энтузиаст-конструктор Михаил Пучков впервые вывел частную, собственноручно построенную им в корпусе из «стеклоткани, эпоксидки, свинца, нержавейки, цветных металлов и прочих материалов» субмарину на просторы Финского залива. Тогда же он совершил и череду погружений, заставив немного поволноваться праздно загорающих на берегу и личных плавсредствах отдыхающих. Напоминающая чуть подтопленную перевернутую ванную с иллюминаторами и торчащими из нее «трубами-полотенцесушителями» эта подлодка, как утверждают разные источники, стала первой частной отечественной субмариной. Даже существование ее было одобрено официальными разрешительными органами, о чем говорит госномер 78 51 ЛД, красующийся на рубке «Кита», как Пучков нарек свое детище. Простое ли это совпадение или питерский «подводник» уловил «витавшие в воздухе идеи», но тот же 2009 год принято считать временем, когда первый частный или личный подводный транспорт начал появляться на суперъяхтенном рынке.

Вот еще, вероятно возмутятся некоторые, что это за дата такая и как взаимосвязаны субмарины и суперъяхты? В случае Пучкова, понятное дело, взаимосвязь минимальна, а вот если брать мировое гражданское субмариностроение, то, оказывается, эти две индустрии идут бок о бок. Вернее, яхтенную индустрию можно представить в виде акулы, а субмарины при ней играют роль рыб-прилипал.

Стремительно разрастающийся в последние пять лет флот частных подводных аппаратов в огромной степени обязан именно яхтенной индустрии и владельцам супер- и мегасудов, жаждущих и разыскивающих развлечений для себя и близких. Если еще десять лет назад гражданские подводные аппараты были доступны разве что серьезным исследовательским организациям, изучающим моря и океаны, то теперь довольно много людей из числа владельцев больших лодок уже могут примерить на себя знаменитую красную шапочку Жака Ива Кусто.

Когда Брюса Джонса, главу американской компании Triton Submarines LLC, занимающейся производством и продажей частных субмарин, спрашивают о том, кто его потенциальные покупатели, он не пускается в пространные размышления о красотах и неизведанности подводного мира, а честно отвечает, что покуда моря-океаны бороздят тысячи больших яхт, недостатка в клиентах у него не будет. По его мнению, на каждой большой яхте можно найти подходящее место для субмарины, было бы желание. С Брюсом согласны практически все производители частных подлодок, в красочных буклетах которых субмарины чаще всего плещутся на фоне роскошных судов.

Собственно говоря, помимо финансовой состоятельности владельцев яхт, есть еще и рациональное объяснение такого «взаимовыгодного партнерства», ведь яхта сама по себе превосходный гараж и в то же время, если можно так сказать, «идеальное судно сопровождения» для подводных аппаратов. Во-первых, она позволяет не быть привязанным к одному и тому же месту, а совершать погружения там, где хочется. Во-вторых, команда яхты, как правило, проходит специальную подготовку и обучена, как спускать на воду, поднимать, обслуживать подлодку и (в случае необходимости) управлять ей. В-третьих, на яхте осуществляется постоянный мониторинг за ходом погружения, что позволяет сделать его максимально безопасным, а надо отметить, что современные субмарины способны пребывать под водой ни много ни мало по 16–20 часов.

Ян Вестмен, капитан экспедиционной 42-метровой яхты Sofia, один из тех, кому посчастливилось иметь субмарину на борту: «Помимо очевидного удовольствия, это влечет за собой и другие последствия. Два человека из команды прошли обучение на пилотов, остальные были ознакомлены со всеми операциями, проводимыми на борту. Вы же не можете просто сбросить 4,5-тонное судно в воду и наблюдать за тем, как его плавники скрываются под водой. С момента начала подготовки к погружению и до того, как лодка опять окажется на борту, проходит около шести часов. Меры предосторожности включают круглосуточную поддержку гипербарических камер, три обязательных проверки функционирования основных систем и 96 часов обучения, связанного с поведением в чрезвычайных ситуациях. Это судно по своей сложности напоминает самолет, да и когда вы сидите внутри него, то тоже можете обнаружить множество сходных с самолетом особенностей».

Размещение субмарины C-Quester 3 от голландской компании U-Boat Worx на Sofia привело к тому, что верфи Moonen пришлось внести значительные изменения в конструкцию яхты. Зато теперь владелец и два его гостя могут опускаться на глубину до 100 м «без всякого там громоздкого водолазного снаряжения», а их безопасность обеспечивается на должном уровне, что, несомненно, стоит на первом месте, если говорить о подводных аппаратах. Старую истину «никуда не деться с подводной лодки» пока еще никто не отменял.

Желтая подводная лодка

Если бы современные субмарины внешне напоминали хорошо знакомые нам черно-серые сигарообразные военные подлодки, вряд ли бы они заинтересовали владельцев суперъяхт. Какой смысл в погружении, если ничего не видно? Как и современные яхты, субмарины должны быть максимально «открыты» и «дружелюбны» к окружающей среде, то есть не мешать любованию и созерцанию подводного мира. В этом The Beatles со своей песней Yellow Submarine куда ближе к истине, то есть к тому, как выглядят современные подводные аппараты, хотя тоже в общем-то далеки от нее.

Если попытаться как-то упорядочить существующий флот субмарин, то можно выделить три глобальных направления. В массе своей частные подлодки напоминают пузырь с приделанной к нему платформой (или вертолет без винта и хвоста, если хотите). Чем больше угол обзора, тем лучше. Подобные аппараты выпускает уже упомянутая голландская U-Boat Worx (модели C-Quester, C-Explorer и Super Yacht Sub), американские Triton Submarines LLC (серии 1000, 3300, 5500, 3600), SEAmagine Hydrospace Corporation (серии и модели Ocean Pearl, Aurora и Triumph), а также французская COMEX — Remora 2000. Есть еще и несколько других производителей субмарин, но задает тон здесь именно вышеупомянутая троица: U-Boat Worx, Triton и SEAmagine.

Второе направление развития — гоночный или спортивный подводный аппарат. Их внешний вид уже намного разнообразнее и привлекательнее. На эту категорию, например, сделал ставку легенда в среде гражданских подводников Грэм Хоукс со своей компанией DeepFlight, создав подводные «летательные» аппараты Super Falcon Mark II и Dragon. «Летать с китами» он предлагает на чем-то, отдаленно напоминающем истребители T-65 X-wing из фильма «Звездные войны». Кстати, подводный самолет-кабриолет Necker Nymph для эпатажного Ричарда Брэнсона был разработан и произведен именно командой Хоукса.

Разработчики U-Boat Worx тоже заявились в этой нише. При создании своего ярко-красного HP Sport Sub 2 они явно вдохновлялись обликом современных спорткаров, в частности одним известным «лошадиным» брендом. Результат впечатляет.

Ну и одним из ярких представителей гоночных подводных лодок определенно является Triton 1000/1 HS от Triton Submarines LLC. Теперь женщинам, так гордящимся своим маленьким черным платьем, можно смело противопоставить мужчину с маленькой красной подлодкой. Кстати, аббревиатура HS в названии расшифровывается как High Speed, то есть «высокоскоростная»: аппарат может разгоняться до 15 узлов под водой, а его «крейсерская» скорость составляет 10 узлов.

Третье направление развития (пока самое невостребованное) — роскошные огромные подводные яхты с каютами, саунами, зонами отдыха, панорамными окнами и всем тем, что более привычно встретить на суперъяхте, нежели на подводной лодке. Они производятся только под заказ и чаще всего используются в туристических целях, хотя производящие, а в основном только готовые произвести их компании, конечно же, уверяют, что несколько знаменитых и влиятельных мира сего из числа тех-кого-нельзя-называть-и-абрамович-иже-с-ними владеют подобными. Пожалуй, из серьезных игроков в этой нише можно назвать только американскую компанию U.S. Submarines во главе все с тем же подводным магнатом Брюсом Джонсом, главой Triton Submarines LLC. Только они предлагают более-менее адекватные проекты частных подводных яхт Discovery 1000, Nomad 1000, Seattle 1000 и Phoenix 1000, а также имеют все возможности-мощности для того, чтобы их произвести. Дабы примерно представлять масштаб, поясню, что, например, проект Phoenix 1000 — это 65-метровая подводная лодка с площадью помещений около 460 кв. м, способная погружаться на глубину до 300 м. По предварительным оценкам, Phoenix 1000 обойдется своему владельцу примерно в $80 млн.

В качестве же финального аккорда к этой главе, посвященной тому, что собой представляют современные субмарины, нужно упомянуть, что желтый окрас среди субмарин пока встречается чаще всего — вероятно, в дань стереотипу и все той же хорошо знакомой всем нам песне.

Детали & Деньги

Как отмечают технические специалисты разных верфей, занимающихся постройкой яхт, за последнюю декаду технологии довольно сильно скакнули вперед, и то, что вчера еще казалось невозможным, сегодня стало нормой. Это касается и электроники, и используемых материалов, и технологий строительства, и опыта специалистов. В этом плане производители гражданских субмарин тоже в немалой степени обязаны яхтенной индустрии, которая накопила колоссальный опыт в решении невозможных задач. К примеру, еще семь лет назад практически на любой верфи, скорее всего, покрутили бы пальцем у виска, заяви вы им о своей идее разместить подводный аппарат на яхте менее 50 м. Сегодня крутить начнут (или вежливо промолчат), если у вас яхта менее 30 м.

Отчасти более сговорчивыми и изворотливыми специалистов сделал финансовый кризис, но все же основная причина кроется в том, что вырос уровень и изменился подход. Сложные системы благодаря специальному программному обеспечению максимально упрощаются для удобства клиентов, коммуникационные системы позволяют получать консультации и решать проблемы в онлайн-режиме. Хочется управлять яхтой самостоятельно? Пожалуйста. Хотите заходить внутрь судна прямо на тендере? Легко.

Производители субмарин стараются не отставать от своих коллег. C каждым годом они выпускают все более дружелюбные в управлении подводные аппараты. Как раз на легкость и доступность делает ставку Грэм Хоукс из DeepFlight. «Вы же не отдадите ключи от своего Ferrari шоферу? — восклицает он. — Всего семь дней обучения, и вы научитесь управлять своей субмариной».

В других компаниях, к примеру в U-Boat Worx и Triton Submarines LLC, курс на получение прав пилота подводного аппарата займет около трех недель, но и субмарины там посерьезнее: погружение на глубину до 1000 м (до 11 000 м в случае Triton 36000/3) против 120 м у аппаратов DeepFlight. Также существуют отдельные специальные обучающие программы и для обслуживающего персонала, например, для членов экипажа яхты.

В целом в субмариностроении работает принцип «чем глубже карман, тем глубже погружение». Часто можно увидеть, что один и тот же аппарат будет иметь разную стоимость в зависимости от того, может ли он работать на глубинах до 100, 300, 600 или 1000 м. Это связано с техническим оснащением и подготовкой, а также сложностью и уровнем систем безопасности. Еще на стоимость влияет количество человек, которых субмарина может брать на борт. Отдельные модели способны вместить до семи пассажиров и пилота, но чаще эта цифра варьируется в пределах 2–5 человек. Ну и конечно, такой важный параметр, как автономность работы, также скажется на стоимости: подводные летательные аппараты DeepFlight могут работать под водой до шести часов, а прочие из упомянутых 6–8–16 и более часов в зависимости от модели и комплектации.

Ну и о самом интересном - цене. Двухместный DeepFlight Super Falcon Mark II обойдется решившему приобрести его покупателю примерно в 1 млн фунтов стерлингов, стартовая цена на трехместный SEAmagine Triumph 3 составляет $1750 млн, а Triton 1000/3 на трех человек можно приобрести за $2490 млн. К слову сказать, как и многие яхты, частные субмарины могут быть подвергнуты кастомизации, а значит, их окончательная цена и возможности будут серьезно отличаться от заявленных.

Флот будущего

Две яхты-субмарины, о которых здесь пойдет речь, пока являются только концептами, но то, о чем грезят дизайнеры сейчас, часто спустя несколько лет становится реальностью. Интересно то, что в этих двух проектах прослеживается одна и та же идея: яхта будущего по желанию своего владельца будет способна идти не только в надводном, но и в подводном положении. Она будет представлять собой гибрид субмарины и суперъяхты.

115-метровый концепт Migaloo от австрийских дизайнеров Motion Сode: Blue — нечто среднее между военной подводной лодкой и мегаяхтой. От первой ей достались очертания корпуса, а от второй — все остальное, причитающееся по статусу: четыре каюты по бортам, пляжный клуб, откидные балконы-террасы, вертолетная площадка, бар и 7-метровый бассейн, а также главный и обеденный салоны, спа и двухуровневая мастер-каюта с собственной террасой.

Второй похожий, но более стильный концепт — Hybrid 2021 от голландца Эдвина ван дер Марка и американского подводника Харли О’Нейла. 103-метровый корпус этого гибрида-трансформера в надводном положении будет раздвигаться, являя солнцу открытые зоны для отдыха и развлечений, в том числе сандек и громадный пляжный клуб, а вот под водой владелец и его гости смогут проводить время в кинотеатре, спортзале, крытом бассейне или наблюдать за подводным миром через многочисленные иллюминаторы. Как и на Migaloo, владельцу отведена двухуровневая каюта-пентхаус, но вместо приватной террасы предусмотрена личная палуба.

Суперъяхтенная индустрия не стоит на месте. Она развивается, полнится новыми смелыми идеями, нащупывает и определяет пути своего дальнейшего развития. Жак Ив Кусто считал, что успешными бывают только невыполнимые задачи и, конечно же, был прав. С каждым годом все большее число владельцев суперъяхт обзаводятся собственными субмаринами, внося тем самым свой вклад в развитие технологий, становящихся все более изощренными и доступными. Возможно, уже не за горами тот день, когда начнут претворятся в жизнь самые смелые концепты и появятся проекты, которые наконец-то породнят подводный и надводный флот. Поверьте, владельцы подобных яхт будущего получат от этого массу преимуществ и возможностей. Взять хотя бы то, что при желании они легко смогут залечь на дно. В прямом и переносном смысле.


U-Boat

Во времена Второй мировой войны аббревиатура U-Boat наводила ужас на капитанов торговых судов, ибо означала не что иное как германскую подводную лодку. Сегодня это название носят безобидные и забавные на вид мини-субмарины голландской компании, способные брать на борт троих пассажиров и находиться под водой до 16 часов


Deepflight Super Falcon

Подводный «самолет» DeepFlight Super Falcon был спроектирован по заказу и при непосредственном участии создателя инновационной парусной яхты Maltese Falcon Тома Перкинса. В отличие от других субмарин Super Falcon меняет глубину погружения не за счет заполнения и продувки цистерн, а при помощи гидродинамических плавников, то есть он в прямом смысле «летает» под водой


Triton Submarines

Не стоит путать эти субмарины с одноименной советской сверхмалой военной подлодкой образца 68 года. Под маркой Triton выпускаются самые глубоководные мини-субмарины в мире, способные погружаться на глубину 11 000 м — то есть на дно Марианской впадины


SEAmagine Triumph

Cубмарины SEAmagine Triumph были изначально разработаны с прицелом на суперъяхты. Аппарат весом шесть с небольшим тонн способен опустить пилота и двух пассажиров на глубину до 500 м, рассчитан на погружения длительностью 6 часов. Субмарина приводится в действие электродвигателями, аккумуляторы которых заряжаются за 5–7 часов

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group