Сентябрь-октябрь №5(79), 2015



 

Путешествие: Пожар в пустыне
Текст Зарина Мостиева Фото NK Guy
Раз в году в 100 милях от игорного города Рино в северной Неваде на пустынной равнине, открытой всем ветрам, вырастает временный мегаполис. Десятки тысяч людей со всего мира съезжаются в пустыню Блэк-Рок (также известную как Playa) на фестиваль Burning Man и проводят здесь ровно восемь дней, посвященных искусству, самовыражению и обретению себя

Все началось в 1986 году, когда во время летнего солнцестояния несколько друзей сожгли 9-футовую деревянную фигуру человека на одном из пляжей Сан-Франциско. Это спонтанное действо стало традицией и приобрело размах, превратившись в главную творческую достопримечательность Невады. Burning Man сегодня — это грандиозный недельный фестиваль ленд-арта. Место, где можно самостоятельно прикоснуться к искусству и свободе. 

Вы можете себе представить событие, на которое съезжается более 65 000 человек и живет без каких-либо атрибутов современной цивилизации в пылающей пустыне, щедрой разве что на песчаные бури? Вроде бы идеальный рецепт для катастрофы. Но то, что происходит на Burning Man, возможно, удивит даже циников. Каким-то образом эта среда высвобождает самые лучшие аспекты человеческой природы. Тут процветают доброта и щедрость. 

Уникальная особенность Burning Man относительно других крупных фестивалей — его некоммерческая и даже антикоммерческая направленность. Здесь запрещена торговля в любых ее формах. Исключение только для кофе и льда. Зато приветствуется обмен подарками. Гуляя по городу, вы наверняка безвозмездно или в обмен на какую-либо услугу получите завтрак, массаж шеи, порцию абсента, полароидный снимок от фотографа-профессионала, картину или урок йоги. Все будет делаться с удовольствием, радостью и полной отдачей!

Несомненно, существует связь между позитивным настроением и великодушием: в добром расположении духа мы больше готовы помогать другим. Это одно из объяснений распространенности альтруизма на Burning Man. Столь открытые и совсем «не рыночные» взаимоотношения становятся идеальной почвой для творчества. При полном отказе от финансовых операций практически все человеческие взаимодействия на фестивале происходят внутри социальных рынков, где главное правило — забота о ближнем. Делясь имеющимися ресурсами безвозмездно, бернеры больше полагаются на инстинкты, превращая свое недельное пребывание в пустыне в непрерывный творческий процесс.

«Мы создаем кочевое сообщество, образованное вокруг собственной уникальной культуры, — говорит основатель города свободы Burning Man Ларри Харви. — В этом обществе людей связывает исключительно творческая энергия. Искусство становится первичным языком общения обитателей Burning Man».

Уникальная культура, о которой говорит Ларри, появилась не из воздуха. Участники строго соблюдают кодекс поведения, который, кроме прочего, призывает оказывать взаимовыручку и проявлять гражданскую ответственность. 

Фестиваль проводится по принципу leave no trace. Десятки тысяч человек возводят город-призрак в пустыне, который ровно через восемь дней бесследно исчезает. Это условие хозяев этого места, индейцев из Невады. Во время фестиваля есть такая распространенная игра — «Найди окурок». Все очень активно отдыхают, но при всем желании вы не найдете там ни одного окурка, даже если будете искать. Каждый убирает за собой. Правила, скорее всего, и играют определяющую роль в стимулировании столь развитого сотрудничества между участниками фестиваля. Ведь несмотря на всю поэтичность идеи, исследования человеческого сознания доказывают, что люди не слепые альтруисты, мы скорее условные кооператоры: предпочитаем сотрудничать только тогда, когда достаточно уверены, что другие тоже пойдут нам навстречу. 

Определяющий принцип всего мероприятия — каждый должен быть участником, а не наблюдателем. На время фестиваля из обычных людей все превращаются в сказочных героев и нереальных животных, раскрашивают себя красками и принимают участие во всем происходящем.

Некоторые скептики связывают эту атмосферу всеобщей раскованности, веселья и кайфа с наркотиками. Однако большинство участников ничего не употребляет. Кстати, ученые копнули и здесь. Исследование нейробиолога Роба Рутледжа показало, что чувство счастья зависит не столько от того, насколько хорошо идут дела, сколько от того, что дела идут лучше, чем ожидалось. Другими словами, приятные сюрпризы имеют большое влияние на счастье — а сюрпризов в Блэк-Рок-Сити в изобилии. Не удивляйтесь, если встретите голого скейтера или, напротив, человека-паука-жука-осьминога... На Playa повсюду разворачиваются танцполы, поп-ап-мастерские или театральные сцены, постоянно проходят разнообразные перформансы, а вокруг всего этого ездят арт-кары — машины поражающих воображение форм. Все они, кстати, лицензируются устроителями на предмет безопасности. Вообще, Burning Man всегда организован на очень высоком уровне. Даже самые безумные идеи и инсталляции абсолютно безопасны. 

В 2015 году в пустыне высадится десант российских художников во главе с предпринимателем, сооснователем интернет-компании SDVentures Дмитрием Волковым и гуру перформанса Олегом Куликом. Они соорудят нечто фантастическое и обещают по-настоящему удивить искушенную публику Burning Man. Российский арт-проект представляет собой инсталляцию в виде интерактивного робота-обезьяны. В ОракулТанге (так зовут изобретение, у которого даже есть страничка в Facebook) природа и технологический прогресс соединяются в единый объект. C одной стороны, это технологичный робот, продукт современного общества, универсальный пророк, запрограммированный отвечать на любые человеческие вопросы. С другой — первобытная обезьяна, наш дикий предок, носитель секретов природы и эволюции. Заключенный в клетке, он одновременно воспроизводит образ современного человека, который проводит свои дни в рамках жестких ограничений и демонстрирует место природы в современной цивилизации: даже то, что осталось нетронутым, ограждено и замкнуто в безопасные рамки.

Команда для участия в фестивале собиралась по принципу «с кем хочешь побывать в пустыне». Вот вы кого бы выбрали?

Существует байка, будто бы исполнительного директора Google приняли на эту должность, отказав десяткам других кандидатов, в том числе и потому, что он единственный из претендентов тоже ездит на Burning Man. Сами основатели Google — постоянные участники фестиваля, несмотря на их состояние и социальное положение. 

По статистике, 60 процентов бернеров возвращаются туда из года в год. Жизнь на фестивале, конечно, в корне отличается от реального мира. Тем не менее последнему было бы неплохо извлечь какие-то уроки из лаборатории Burning Man. 

«Это мир от природы, мир вне традиционного общества, — говорит Ларри Харви. — Здесь нет избранных и иерархии. Каждый может попасть в наш город. Культура Burning Man манифестирует собственные ценности: опыт прежде теории; духовные отношения прежде политики; выживание прежде сервиса; роли прежде профессий; воплощенный ритуал прежде символизма; активное соучастие прежде спонсорства. Мы здесь, чтобы зажигать людей».


Taschen: NK Guy. Art of Burning Man

Книжного магната Бенедикта Ташена, достигшего вершины мира художественной публикации, и фестиваль Burning Man объединяет страстная любовь к искусству, одиозным поступкам и невероятным слухам. Реакция фанатов издательства (коих, поверьте, множество) на выход новинки в очередной раз подтвердила репутацию Ташена как умного маркетолога с невероятным чутьем на то, что будет продаваться. Ценность книги в том, что на собранных в ней фотографиях запечатлены лучшие моменты за последние 16 лет существования фестиваля, носящего принципиально эфемерный характер. Автор — фотограф и писатель NK Guy.


Дмитрий Волков

Сооснователь интернет-холдинга SDVentures (владеющего сервисами Shazam, PayOnline, TripTogether и т. д.), содиректор Московского центра исследования сознания

Дмитрий Волков успешно сочетает бизнес и обширные личные интересы. Благодаря своей увлеченности философией в 2010 году он стал одним из основателей Московского центра исследований сознания при МГУ им. М. В. Ломоносова. Одним из наиболее заметных проектов Центра стала философская экспедиция к берегам Гренландии, посвященная «проблеме свободы воли в аналитической философии», которая состоялась летом 2014 года. Среди ее участников значились такие выдающиеся философы и исследователи, как Дэниел Деннет, Ник Хамфри, Энди Кларк, Джесси Принз, Дерк Перебум и Дэвид Чалмерс.

Дмитрий является автором нескольких книг по философии, в том числе книги «Бостонские зомби: Д. Деннет и его теория сознания», опубликованной в 2012 году. 

Поклонник и ценитель современного искусства,он поддержал выпуск серии альбомов «Актуальное искусство», посвященных творчеству современных российских художников, их роли в контексте развития отечественной и мировой культуры. А в конце августа этого года Дмитрий с командой единомышленников отправится в очередную экспедицию, на фестиваль Burning Man. 

Предприниматель отмечает, что философию он вовсе не воспринимает как парение в облаках над земной действительностью. Напротив, она помогает ему — в делах SDVentures в частности и в бизнесе в целом. По его мнению, аналитическая философия может оказать прямое благотворное влияние на жизнь социума, потому что учит критическому мышлению.

Он верит, что его увлечение, помноженное на энергичность и финансовые возможности, может изменить общество.


Олег Кулик

Русский художник украинского происхождения, один из ярких представителей московского акционизма

Кулик — постоянный участник ведущих мировых выставок (Венецианская, Стамбульская биеннале и биеннале в Сан-Паулу, выставки в Париже и Вене, Барселоне и Киото, Нью-Йорке и Кельне, «Арт-Москва»). В России и за ее пределами стал широко известен благодаря своим перформансам, в которых изображал собаку. В 90-х на заре акционизма он явился современникам абсолютно нагим, в образе цепного пса — и символизировал для всего мира голодного и озверевшего человека перестройки, брошенного в разломе двух эпох. Хоть Олег и успел поработать с другими формами искусства, никто так и не смог забыть легендарного человека-собаку. 

Он кусал прохожих в Цюрихе и Нью-Йорке, жил целый месяц в собачьей конуре в Стокгольме, отпевал коров в мясном ряду московского рынка и проповедовал рыбам на дне лондонского аквариума. Несмотря на то что перформансы Кулика неизменно шокируют и часто заканчиваются арестами, в художественных кругах его воспринимают как веселого, доброжелательного, просветленного человека, который умеет очень увлекательно говорить. На Burning Man Кулик отправится в компании робота-обезьяны-оракула.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group