Ноябрь-декабрь №6(80), 2015



 

Часы: Морской вихрь
Текст Елизавета Епифанова
Независимый часовщик Вильгельм Рибер собирается представить уникальный экземпляр часов — первый турбийон, собранный в открытом океане. Имя модели даст капитан корабля

История изобретения свободного хронометрового спуска тесно связана с мореплаванием. В эпоху великих географических открытий точные часы были единственным прибором, помогавшим определить координаты долготы в открытом море, поэтому до конца XIX века лучшие часовые умы бились над тем, как сделать морской хронометр максимально точным и независимым от внешних воздействий. Одним из наиболее удачных решений стала конструкция так называемого свободного спуска (ее отличие в том, что сам осциллятор не связан с колесной системой, а контактирует с ней лишь на мгновение, необходимое для поддержания постоянной амплитуды колебаний). В создании подобных механизмов особенно преуспел британский мастер Джон Арнольд, бывший официальным поставщиком Королевского флота. Работу Арнольда невероятно высоко ценил его легендарный современник и коллега — Авраам-Луи Бреге. Настолько, что предложил дополнить свободный спуск собственным фирменным изобретением, турбийоном: и сегодня единственный экземпляр авторства Арнольда и Бреге хранится в Британском музее.

Естественно, для морских нужд хронометры изготавливались стационарными, в крайнем случае, огромными карманными, и повторить хитроумную конструкцию свободного спуска в миниатюрном наручном корпусе сегодня готовы решиться буквально единицы среди современных часовых мастеров. 

Примечательно, что воспроизвести опыт Арнольда-Бреге в наручных часах в итоге первым смог не крупный известный производитель, а такой же мастер-одиночка — часовщик в седьмом поколении (!) Томас Рибер. Свой первый турбийон со свободным спуском он собрал в 26 лет и с тех пор избрал этот сложнейший механизм своей специализацией. Имя Рибера хорошо известно поклонникам эксклюзивной часовой механики, причем эксклюзивной в полном смысле этого слова: мастер упорно работает в одиночку, изготавливая и собирая все миниатюрные детали собственными руками в небольшой мастерской в маленьком немецком городке Тифенбронн возле Пфорцхайма. Причем без использования компьютерных программ и сверхсложного оборудования — только обычные токарные станки и инструменты, как сто лет назад. 

Создание одного экземпляра часов у Рибера занимает не меньше полугода, а в очередь за каждым новым экземпляром надо записываться на много лет вперед. За всю свою карьеру мастер сделал только два исключения. Когда изготовил турбийон для Михаэля Шумахера в 2007 году и десять лет назад, создав особую серию из 12 турбийонов для Maybach (в честь 12-цилиндрового двигателя автомобиля). Это был единственный раз, когда Риберу потребовалось привлечь помощников. 

Последний год Вильгельм Рибер держался очень скрытно, намекая, что задумал некий интересный проект, который раньше до него никто не делал и который четко связан с главным назначением свободного спуска, то есть навигацией. Никто не сомневался, что мастер готовит какой-то особый морской хронометр, но, как оказалось, этим дело не ограничивается — Вильгельм Рибер собирается представить первый в мире хронометр со свободным спуском и «парящим» турбийоном, собранный непосредственно в открытом море. Для этого часовщик заключил соглашение с компанией Hapag-Lloyd, организующей кругосветное путешествие на легендарном круизном лайнере MS Europa. Путешествие начнется 6 декабря в Дубае, а завершится 4 мая следующего года в Гамбурге. Последний этап будет пролегать через Атлантику — по маршруту из Нью-Йорка, на котором в 1930-е годы самые престижные яхты соревновались за приз Blue Riband. Путешествие из Америки в Европу продлится десять дней. Все это время Вильгельм Рибер будет на глазах у публики за своим рабочим столом из сотен заранее изготовленных им миниатюрных элементов вручную собирать механизм, пока носящий рабочее имя Transatlantic Tourbillon. А когда часы будут собраны и запущены, капитан лайнера проведет торжественный обряд «крещения» по всем правилам морского этикета.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group