Май-июнь №3(83), 2016



 

Интервью: Путь важнее цели
Текст Екатерина Малышева Фото Анна Екомасова
Маркетолог и журналист Катя Малышева продолжает свою серию интервью с известными людьми, которые добились заметных результатов как в бизнесе, так и в спорте. Знакомьтесь с героем этого номера, чей вклад в развитие парусного спорта в России никак не может быть переоценен

Мало кто знает, что Артем Кузнецов — главный попечитель Федерации парусного спорта России. Человек, который на протяжении многих лет вносит неоценимый вклад в развитие этого вида спорта. Его любовь к парусу, начавшаяся еще в детстве с класса «Оптимист», длится до сих пор, с годами становясь только крепче. В этом интервью он, возможно, впервые настолько открыто рассказал о своем отношении к самому красивому виду спорта — парусу. 

Артем, давайте начнем с философского вопроса. Скажите, в чем для вас состоит смысл жизни? 

В моем понимании смысл заключается в том, чтобы каждый прожитый день был наполнен этой самой жизнью, и чтобы твой организм адекватно реагировал на все ее проявления. Чем больше таких дней, тем лучше. Более лаконично — разумное долголетие. 

То есть для вас важны не жизненные цели, а сам путь?

Безусловно. Ты можешь поставить цель, но до нее не дожить. Тогда в чем был смысл твоего существования? Поэтому я считаю, что жизнь должна быть такой, чтобы путь к достижениям был интересен и ты наслаждался им каждую минуту. 

Давайте поговорим про парус. Недавно посмотрела российские данные по популярности видов спорта. Легкая атлетика, футбол, хоккей, теннис, даже регби там есть, а вот парусного спорта нет…

Этот рейтинг больше про то, как эффективней продать пиво и где разместить рекламу. А вот если мы будем оценивать рейтинг видов спорта, соответствующих стилю жизни, то увидим другую историю. Но тогда практически все перечисленные виды спорта можно забыть. Я не видел еще человека, который в 70 лет играл бы в хоккей и получал от этого удовольствие. Легкой атлетикой в 70 лет занимается крайне мало людей. И так далее. Зато в парусном спорте миллионы людей в 60 только начинают. И тот мир, который они для себя открывают, он просто безграничный. 

Парусный спорт объединяет людей, и, мне кажется, в нем есть такие созидающие ценности, которые многих людей делают лучше. Может быть, ввиду этих факторов парусный спорт в настоящее время необходим нашей стране?

Исторически решение, что парус необходим нашей стране, было принято Петром I в XVII веке. Предлагаю продолжать традиции. Что касается спорта, бег тоже объединяет много людей, но многогранность его спорна. Хождение под парусом значительно больше развивает человека. Если ты ребенок, для того, чтобы заниматься парусом, ты изучаешь пять и более предметов: физику, метеорологию, аэродинамику, ремесло, математику. Когда занимаешься бегом, в таком образовании нет необходимости. 

Многие бизнесмены любят выбирать определенный спорт — гольф, теннис, тот же парус — и посвящать ему свободное время. Откройте секрет, для чего они это делают?

Спорт — один из лучших способов отвлечься от работы, перейти из состояния напряжения в более комфортное. Нельзя просто уйти от стресса, лежа на диване, нужно себя чем-то занять. Поэтому люди, которые могут себе позволить научиться отвлекаться от работы, делают это. Они находят себе применение в спорте, культуре и так далее. Парус позволяет получить это все вместе благодаря определенному стилю жизни. Другие виды спорта вряд ли могут в этом конкурировать. Вот, например, давайте разберем гиревой спорт…

Давайте лучше поговорим о клубной жизни. Вокруг видов спорта «бизнесменов» часто образуются клубы. Насколько вам близка клубная культура, что для вас клуб?

Честно говоря, я не сформировал свое мнение по этому вопросу. Любое сообщество людей должно формироваться по интересам. Я очень четко вижу парусный клуб, яхт-клуб. Мы любим парусный спорт. Мы ценим все, что ему сопутствует: красивые места, море, ветер, солнце, яхта, много еще всего. Клубная жизнь — это более специфическая вещь. Кто-то предпочитает театр после соревнований, кто-то готов обсудить историю, а когда всех этих людей пытаются упаковать в клубную жизнь, то тут не обойтись без очень хорошего менеджмента. Клуб в парусном спорте — это скорее площадка для вовлечения. Хотя если в любительском спорте это необходимо, то в профессиональном не очень. 

То есть для вас парусный клуб — это не место для бизнес-контактов и связей, а возможность хорошо провести время?

Все люди, которые приходили только за бизнес-контактами, рано или поздно уходили. Все-таки основа — это любовь к парусу.

И все-таки есть ли в мире яхтенный или другой клуб, который вас поразил в хорошем смысле своей уникальностью и особенно запомнился?

Был один такой гольф-клуб с очень патриархальными, обязательными для исполнения, правилами. Там было порядка 28 правил: например, ты в клубе не мог обсуждать деловые вопросы или читать газеты. Или вот Императорский яхт-клуб — у него тоже большая история, и есть первый устав с правилами, многие из которых уже несовместимы с современной жизнью. Там было написано, что член клуба должен уметь играть в городки. Но есть и очень актуальные правила, например, член клуба, пригласивший гостей, несет ответственность за них. Потому что и сегодня иногда приходят люди, которые совсем не понимают, куда и зачем пришли, и своими действиями портят всем настроение. Пригласивший должен по традиции заранее объяснить правила клуба. 

Вас считают талантливым менеджером, и все, кто с вами знаком, говорят о вашем прекрасном вкусе, любви к креативному классу, хорошей архитектуре. Откуда это в вас?

От парусного спорта. Можно смеяться, но это во многом так. В 80-е годы редко кому из моих ровесников удалось объехать полстраны и увидеть столько разных людей. У меня благодаря парусу была возможность побывать в десяти и более городах в течение года. Если мои ровесники общались с приятелями во дворе и одноклассниками, то у меня были друзья по всей стране. Спасибо родителям, что отправили меня в правильный спорт и хорошую школу. Благодаря широкому кругу общения ценности формируются более четко. 

Возвращаясь к парусному спорту, как вы считаете, можно ли на нем зарабатывать и на чем именно?

Я бы сказал, что на парусном спорте можно зарабатывать. Но еще раз уточню, что есть спорт — контент, на котором зарабатываются большие деньги. А есть спорт — смысл жизни. И монетизация этого вида спорта в том, что ты духовно и физически живешь богато. Парусный спорт очень популярен в мире, его легко можно назвать массовым. Но это не самый зрелищный вид спорта. В сегодняшнем мире контентом являются футбол, хоккей, биатлон и др. Хотя технологии создания интересной картинки в парусном спорте развиваются очень быстро, тем не менее они не могут показать такую соревновательность, как, например, футбол. Соответственно, рекламные бюджеты меньше и деньги тоже. Но сравнивать, что интереснее — бежать биатлон или ходить под парусом, нельзя. Парусный спорт — это возможность потратить деньги. Футбол и хоккей — возможность заработать деньги. Но парадокс: те, кто профессионально занимается зрелищным спортом, портят здоровье до сорока лет, для того чтобы после можно было потратить заработанные деньги на парус. 

Есть ли вероятность, что парусный спорт в перспективе станет большой индустрией?

С точки зрения производства оборудования это крупнейший рынок, а с точки зрения спортивных гонораров и рекламных бюджетов — не уверен. Лучше быть в первой сотне футболистов, узнать о парусном спорте и вовремя начать тратить заработанные деньги на парус. А вот если ты будешь в первой сотне в парусе, то не сможешь иметь такие яхты, как первая сотня футболистов. Достойную футбольную команду может создать хороший бизнесмен — и парусную команду тоже, вопрос, где они проводят свое время — на стадионе или на яхте. Деньги дают свободу выбора, а с другой стороны — выбор паруса, это уже самое правильное решение.

Красиво сказано. Мне кажется, многие футболисты и яхтсмены сейчас задумаются.

Поэтому нельзя сказать, что парус — это бизнес или спорт. Это скорее времяпрепровождение. А если ты зарабатываешь и проводишь время в спорте, ты счастливый человек. 

Лично вы много потратили на парусный спорт?

Я бы не стал считать эти деньги. Никогда не занимался крупными парусными проектами, не покупал больших яхт и команд, поэтому я в этом плане абсолютно средний человек. В большинстве случаев поддерживаю парусный спорт жизненной энергией и временем. Я знаю людей, которые содержат команды в нескольких классах яхт и тратят миллионы долларов в год на свои парусные увлечения, я даже близко не трачу столько. У нас сформировалась команда единомышленников, которая в основном участвует в создании парусной инфраструктуры и красивых проектов, мы являемся трендсеттерами. Максимально стараемся сделать парус популярным в России.

Кого бы вы занесли в список людей, внесших неоценимый вклад в развитие российского парусного спорта?

Если брать период с 1993 года, думаю, это человек пятьдесят. Мне повезло познакомиться с Александром Ежковым. Именно он вернул меня в парусный спорт в 2000 году. Этот человек дал очень сильный импульс парусному спорту. После Ежкова существенные усилия к развитию парусного спорта приложил Дмитрий Зеленин. Затем стали появляться и частные проекты. Это Валентин Завадников, Кирилл Подольский, Михаил Ермаков, и я бы сказал, что все члены попечительского совета ВФПС: каждый по-своему внес вклад. Также Александр Котенков, который сохранил федерацию в конце 90-х. Еще Георгий Шайдуко и десяток других великих спортсменов, которые были для нас кумирами. 

Если бы у вас была возможность собрать парусную команду из пяти человек, кого бы вы позвали?

Думаю, мой ответ вас разочарует. Во-первых, с какой целью?

Ну, например, выступить в Национальной парусной лиге или пойти в 600-мильную гонку.

Если говорить о 600-мильной гонке, то я позвал бы близких друзей. Не буду называть конкретные имена, так как надо выбрать всего пятерых, а остальным не хватит места. А вот в Национальную парусную лигу хожу с детьми, так как сам процесс считаю важнее результата. Но я по жизни одиночка, даже в парусном спорте воспитался как спортсмен на «Оптимисте». На «Кадете» я даже поругался с братом, когда мне его подсадили матросом. В детстве было тяжело создать команду, я думал, что самому все сделать проще, и, признаюсь, что это отчасти слабость. Конечно же, сейчас понимаю, что создание команды для America’s Cup, Melges 20, RC 44 или любой другой лодки — это целый отдельный процесс, и процесс очень интересный. Но если говорить про меня, то абсолютное наслаждение я получаю от соревнований одиночек. Мы проводили чемпионат финнистов в память Евгения Истомина прошлым летом, такого удовольствия от парусного спорта я давно не получал. 

А кто был вашим первым тренером? 

Первый, кого помню, — Шумский Роман Олегович. Он не был моим самым первым тренером, но настолько заполнил мое детство, что я и забыл имена предыдущих. Он шикарный детский тренер.

БЛИЦОПРОС

Артем, что вас действительно вдохновляет?

Достижение результата.

Любимый музыкант?

Виктор Цой.

Какие книги вы сейчас читаете?

Исторические.

Что вы больше любите: балет, оперу или театр?

Театр.

Что вы больше всего цените в людях?

Способность быть настоящим. 

Если бы вас отправили на необитаемый остров и вы могли бы взять только одного человека с собой, кто бы это был?

Моя жена.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group