Май-июнь №3(83), 2016



 

История: Имперские амбиции
Текст Виктория Струц, Дмитрий Киселев
Санкт-Петербургский Императорский речной яхт-клуб в дореволюционной России был местом силы для любителей речных и морских прогулок. Таковым он остается и по сей день. Скоро здесь можно будет не только держать яхту, но и жить: рядом с клубом вырастет роскошная резиденция для успешных людей, неравнодушных к жизни у воды

Санкт-Петербургский речной яхт-клуб стал первым в дореволюционной России сообществом адептов водных видов спорта, которое образовалось по собственной воле яхтсменов, а не по царской инициативе. Сама история его началась со спонтанного приключения. 11 мая 1858 года небольшая группа любителей речных путешествий, не входивших в Императорский яхт-клуб, совершила парусную прогулку на Черную речку. Приметив удобную дачу на берегу, они решили снять ее, чтобы использовать для общего отдыха и стоянки своих лодок. Именно в этих стенах и возникла мысль об основании некоего кружка, который не только объединил бы любителей водных путешествий. Были придуман устав и флаг: на белом фоне синий якорь, над которым располагались три звезды. Свое неформальное объединение яхтсмены в шутку называли Jackofalltrades, в переводе с английского — «моряк на все руки»: все, от организации совместных плаваний до починки судов, делали сами, на чистом энтузиазме.

Через год, почувствовав успех начинания, «моряки на все руки» переименовали сообщество в Невский яхт-клуб. В членском списке было уже 40 человек, а клубный флот пополнили две парусные шлюпки — «Чайка» и «Ласточка». Новых людей привлекали интересные путешествия, эффектные «клубные» костюмы и доступные членские взносы (в тот период плата равнялась всего 7 рублям в год). Заговорили о придании клубу официального статуса.

Таковой и был получен 14 марта 1860 года, а торжественное открытие клуба состоялось 21 мая. Название Санкт-Петербургский речной яхт-клуб придумал великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал Российского флота. Впоследствии он патронировал клубные соревнования, выставляя приз от своего имени, и всячески пропагандировал яхтинг и водные виды спорта среди членов царской семьи. 

Его стараниями в 1863 году великий князь Алексей Александрович и наследник российского престола Николай Александрович согласились принять звания почетных членов клуба. А в 1864 году одну из регат посетил император Александр II. 

Форма яхт-клубовцев была франтоватой: сюртуки с золотыми пуговицами и фуражки с двумя золотыми галунами; командор и вице-командор имели золотые жгутовые погоны и носили морские кортики. В 1899 году ее заменили на более современный фасон, принятый в те годы в Европе и Америке: темно-синие клубные пиджаки с черными пуговицами с гербом клуба и синие фуражки со значком клуба на околыше. 

Клуб организовывал гребные и парусные гонки. Первая гребная гонка состоялась 31 июля 1860 года на Средней Невке напротив Елагинской пристани. Немаловажное уточнение: проходившие ранее многочисленные соревнования по гребле объединяли исключительно профессионалов (матросов и перевозчиков на яликах) и носили характер народного увеселения. Гребные гонки Санкт-Петербургского яхт-клуба пропагандировали новое для общества отношение к гребле как к спорту, которым может заниматься каждый любитель, вне зависимости от социального статуса. А первая парусная регата была устроена 15 августа 1860 года, средства на приз собрали по подписке. 

Со временем петербуржцы завязали дружеские отношения с зарубежными коллегами — например, со старейшим в Финляндии Нюландским яхт-клубом, и устраивали совместные регаты. К иностранным морякам члены клуба проявляли особенное радушие. Во время прибытия в Петербург американской эскадры в 1866 году семь яхт в сопровождении двух военных пароходов «Нева» и «Славянка» ходили на Кронштадтский рейд для приветствия заморских гостей. Делегацию яхт-клуба приняли на американском мониторе «Миантономо», а четыре дня спустя американский посол под звуки оркестра и салют из орудий принял участие в торжественной церемонии закладки первого ботика собственной мастерской клуба. В его честь судно получило имя «Г. в. Фокс». 

В 1871 году Санкт-Петербургский яхт-клуб принимал у себя британцев — членов Темзенского Королевского яхт-клуба господ Шэдуэля и Стода, которые прибыли в Россию на яхте «Талатта». Можно вспомнить и многолетние контакты с английским гребным обществом «Стрела»: начиная с 1862 года практически ежегодно (с небольшими перерывами) английские гребцы принимали участие в гребных гонках Санкт-Петербургского речного клуба. Выигрывала то российская, то английская сторона, и острое желание победить привело к появлению в Санкт-Петербурге сильной команды, возглавляемой Д. Маршаловым.

К концу 1863 года клуб обзавелся собственным помещением на Крестовском острове, напротив Елагинской стрелки. В центре комплекса деревянных сооружений высился большой двусветный зал с эстрадой для оркестра — здесь устраивали праздники и танцевальные вечера. Вокруг были помещения для членов клуба, столовая, библиотека. Между главным зданием и гаванью разбили сад, над которым возвышалась клубная мачта. После пожара 1894 года все это пришлось отстраивать заново, новые сооружения стали еще обширнее и удобнее.

Кстати, яхтсмены не прерывали общение и в зимний период. Они устраивали научные беседы, и к 1874 году на основе этой лекционной деятельности в Санкт-Петербургском яхт-клубе появились Мореходные классы, где преподавали навигационные науки и морское дело. В 1902 году Мореходные классы были преобразованы в государственное Училище дальнего плавания, которому присвоили имя императора Петра I.

Признавая вклад яхт-клуба в развитие морского дела в России, его роль в пропаганде водных видов спорта и содействие распространению клубного движения на территории Российской империи, 8 марта 1910 года император Николай II присвоил клубу почетное наименование Санкт-Петербургский Императорский речной яхт-клуб. Это название сохранялось за ним вплоть до революции. В годы советской власти клуб продолжал функционировать, но в середине 30-х его перевели на новое место на Петровском острове, где он располагается и по сей день, известный как Санкт-Петербургский речной клуб профсоюзов.

На историческом же месте в 1976 году был открыт яхт-клуб Балтийского морского пароходства. В 2000-е годы его выкупили частные инвесторы и реконструировали, превратив в современную марину. Дабы напомнить о славной истории места и потрафить амбициям современных яхтсменов клуб назвали «Императорским Морским Яхт-клубом». С 2015 года он управляется крупнейшим российским яхтенным холдингом Burevestnik Group. Cегодня «Императорский» — один из самых популярных яхт-клубов Северной столицы. Расположенный в одном из живописнейших уголков Санкт-Петербурга, он привлекает растущим уровнем сервиса и совершенствованием инфраструктуры для владельцев яхт и их гостей. Акватория яхт-клуба способна принимать около 200 судов, включая яхты длиной до 35 м и осадкой 2,5 м. Количество мест для судов длиной до 8 м — 80 мест, от 8 до 12 м — 60 мест, свыше 12 м — 60 мест. Причальные сооружения размещены таким образом, что маневрирование в гавани не представляет особых сложностей даже для не слишком опытных судоводителей. 

В скором времени здесь смогут «жить» не только яхты, но и их владельцы. На Безымянном острове началось строительство роскошного жилого комплекса «Императорский яхт-клуб. Резиденции». Комплекс будет состоять из двух корпусов и займет благоустроенную территорию площадью около 3 га, включая частный парк. К услугам владельцев резиденций и их гостей будут собственная яхтенная марина, водное такси и вертолетная площадка. 

В двух корпусах разместится 61 резиденция площадью от 60 до 595 кв. м с террасами и лоджиями. Архитектура комплекса выдержана в стилистике «северного модерна». Массивные фасады из клинкерного кирпича строгих пропорций будут иметь традиционные архитектурные элементы в виде вертикальных кирпичных пилястр и выступающих аркад. В декоре будут использованы элементы морского стиля и традиционные для мореплавания материалы (дерево, медь, латунь). 

Помимо марины и частного парка, на территории жилого комплекса будут благоустроенная гранитная набережная, велнес-центр (бассейн, сауна, хаммам, фитнес), индивидуальные кладовые, подземный паркинг и другие удобства. Ориентировочный срок сдачи проекта — III квартал 2017 года.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group