Июль-август №4(84), 2016



 

Искусство: Погружение в искусство
Текст Зарина Мостиева Фото Jason Decaires Taylor / Cact Lanzarote
Джейсон де Кайрес Тейлор нашел идеальную площадку для своих скульптур, погрузившись в воду. Утопив выставки на дне океана, он не только прослыл главным специалистом по подводным паркам и галереям, но и закрепил за собой звание защитника морской флоры и фауны

Британский художник Джейсон де Кайрес Тейлор родился в 1974 году в семье англичанина и уроженки Гайаны. Тейлор вырос в Европе и Азии, там он провел большую часть своего раннего детства. Во время одной из множества поездок он начал исследовать коралловые рифы в Малайзии. Этот опыт можно назвать судьбоносным, отправившим его в далекое плавание длиною в жизнь, так как он повлиял на становление будущего художника. 

Вернувшись на родину, Джейсон учился на юго-востоке Англии, а затем поступил в Лондонский университет искусств. Окончив его в 1998 году с отличием, англичанин вновь отправился изучать морские глубины и стал квалифицированным инструктором по дайвингу и по совместительству подводным натуралистом. 

Сейчас за плечами у Тейлора более 20 лет подводных погружений и множество наград за успехи в подводной фотографии, но что самое интересное — главными героями его снимков, известных своими драматическими образами, становятся скульптуры, создаваемые им самим. 

В 2006 году Джейсон при поддержке Министерства туризма и культуры Гренады создал первый в мире подводный парк скульптур у западного побережья Гранады в Вест-Индии. Эта экспозиция, вошедшая в список 25 чудес света (по версии National Geographic), состоит из 65 человеческих фигур в натуральную величину. Все скульптуры были отлиты из экологически безопасного бетона по образу и подобию местных жителей. Они с удовольствием позировали художнику, ведь его работы обещали спасти их главное богатство — океан — от экологической катастрофы.

Скульптуры Джейсона призваны выступать в качестве искусственных рифов, так как материал, из которого они сделаны, способствует активному росту кораллов. Заметно приумножая морскую биомассу, скульптор обеспечивает пространство для естественного омоложения подводного ландшафта. При этом художник не просто бессистемно затапливает скульптуры, чтобы на них вырастало все подряд. Он целенаправленно работает над созданием гармоничных экосистем, тесно сотрудничая с целой командой морских биологов, предоставляющих ему необходимые данные. Например, The Anthropocene (2011), скульптура размером с классический Volkswagen Beetle, замыкающая композицию «Лобстер-Сити», предназначена для привлечения ракообразных. 

Созданный Тейлором впечатляющий подводный аттракцион, наряду с очевидной биологической пользой, решает проблему туристического варварства. Он отвлекает губительное внимание дайверов-любителей от натуральных коралловых рифов, которые до этого буквально разбирали по частям на сувениры. Столь ответственный подход к искусству принес Джейсону мировую известность, ведь времена, когда художники получали признание, совмещая несовместимое (высокое и низкое) и шокируя неподготовленного зрителя писсуарами и прочими непотребствами во время художественных салонов, уже история (нисколько не хотим умалять заслуги весельчаков-дадаистов и их вклад в развитие искусства, но ведь мир не стоит на месте). Сейчас все наоборот — передовые художники стремятся органично вписать свои произведения в ту или иную обстановку. Кстати, будучи подростком, Джейсон занимался граффити и именно благодаря этому уличному жанру впервые задумался об отношениях с окружающей средой.

После погружения в воду работы Тейлора будто оживают, они изменяются с течением времени под действием окружающей их среды. Конечно, он далеко не единственный художник современности, практикующий диалог с природой, но, очевидно, в силу своей масштабности его работы привлекают к себе повышенное внимание. Все свои скульптуры он устанавливает на мелководье, так, что их хорошо видно и с обычных лодок, и со специальных прогулочных яхт с прозрачными днищами, сквозь которые можно разглядывать завораживающую и вместе с тем жутковатую подводную галерею. Порой кажется, что та или иная фигура вот-вот зашевелится. А сквозь окуляр водной поверхности они кажутся еще и на четверть больше своего реального размера, и в этом тоже есть особая странная притягательность. 

Дав добро на первый проект Тейлора в Канкуне, мексиканские власти не только спасли коралловые рифы возле полуострова Юкатан от туристов, но и запустили процесс позитивного вмешательства человека в экосистему. Искусство Джейсона Тейлора демонстрирует, что может быть достигнуто благодаря индивидуальному видению и коллективным усилиям. Ученые говорят о том, что мы уже потеряли порядка 40% природных коралловых рифов и обещают, что к 2050 году в мире может исчезнуть до 80% кораллов. Результаты работы Джейсона Тейлора и других энтузиастов воссоздания морских экосистем вселяют надежду, что эти негативные прогнозы все-таки не сбудутся. Сейчас художник находится на Лансароте, Канарские острова, где работает над крупным подводным музеем на дне Атлантики.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group