Регата
2016, 85 – Сентябрь-октябрь

Кубок сюрпризов

Фото Ricardo Pinto, J.S. Johnston, Francois Chevalier
Текст Виктория Струц
Регата America’s Cup с первого же розыгрыша была соревнованием самых смелых конструкторских идей и технологий. В этой статье мы расскажем об эволюции кубковых парусников, основных характеристиках катамаранов нового поколения и главной интриге предстоящего в 2017 году финала: сейчас все команды снова строят нечто новенькое — решающая битва пройдет на многокорпусниках АС48


Kубок Америки среди других регат стоит особняком не только потому, что является старейшим спортивным соревнованием современной цивилизации и одним из наиболее дорогостоящих (бюджеты участников исчисляются сотнями миллионов долларов). Главное в нем вот что: с первой же гонки он стал плацдармом для борьбы самых совершенных парусников своего времени. Сколько шума наделала в 1851 году яхта «Америка», которую американцы построили с целью доказать Старому Свету свою компетентность в судостроении! Знатоки сочли ее слишком длинной, узкой, несуразно остроносой, но когда она выиграла регату, даже непререкаемые авторитеты британского яхтостроения вынуждены были признать: «Если эта лодка правильная, значит, все наши — нет». С тех пор и повелось — специально для Кубка Америки претенденты каждый раз строили все более совершенные в техническом плане яхты, а сам розыгрыш трофея стал поединком яхтсменов в той же степени, что и состязанием конструкторских идей и технологий.

Вспомним лишь несколько вех в этой славной хронике. Натаниэль Херрешофф, строивший с 1893 по 1903 год большие гафельные шхуны (в том числе Reliance, самую крупную лодку в истории Кубка), впервые применил двухштурвальную систему, которая сейчас стоит на всех спортивных парусниках. С ирландца Джорджа Уотсона началась эпоха тестирования кубковых яхт в опытных бассейнах, без чего с тех пор яхтостроение немыслимо. В 1962 году инженер Алан Пайн придумал шкотовую лебедку, прозванную «мельницей» и «кофемолкой», которая помогает намного быстрее выбирать шкоты и ныне является неизменным атрибутом гоночных яхт.


В 1970-х бурный прогресс обеспечили материалы: корпуса стали делать из алюминия, потом из стеклопластика, а затем и карбона. Настолько привычный нам сегодня кевлар инженеры NASA перед отправкой в космос тоже тестировали на лодках Кубка Америки. И в победе австралийцев, которые в 1983 году впервые в истории увезли заветный трофей с американского континента, немалую роль сыграла смелая инновация — их яхта Australia II была оснащена особой формы килем с крыльями, менявшими динамические свойства лодки (так в гоночный обиход вошел wing keel).

Последние семь лет нон-стопом идут и вовсе революционные изменения. В 2010 году гигантские катамаран BMW Oracle и тримаран Alinghi поражали воображение и выглядели невероятно футуристичными. Сегодня даже они кажутся медленными, несколько неуклюжими и неоправданно большими, ведь в 2013-м в игру вступили многокорпусники нового поколения, способные развивать до 50 узлов, — они уже не «ходят» по морю, а в буквальном смысле слова летают над волнами на подводных крыльях!


Об их возникновении и эволюции — чуть подробнее. Точкой отсчета для новой эры в концепции кубкового флота послужила конференция, которая состоялась в 2010 году сразу после 33-го розыгрыша Кубка Америки в Валенсии. Вместо однокорпусных яхт класса АСС5, на которых гонялись с 1990-х, организаторы объявили о переходе на катамараны АС45 и АС72. Было очевидно, что они сделают регату на порядок интереснее и зрелищнее, а заодно позволят снизить расходы на участие. Даже владелец команды BMW Oracle Ларри Эллисон, который на завоевание трофея денег не экономил, тогда заявил: «Мы сделаем так, что даже команда с бюджетом в несколько миллионов долларов сможет участвовать в регате!» Ранее суммы на участие доходили до десятков, а то и сотен миллионов долларов.

Кубковые парусники стали компактнее: АС72 на 10 футов короче однокорпусников Кубка-2010. Экипаж тоже уменьшился — с 17 человек до 11. Специально оборудованных стоянок и доков не требуется, габариты позволяют катамаранам вполне нормально чувствовать себя в стандартных маринах, а съемные элементы облегчают перевозку. В конструкции победила концепция жесткого крыла-паруса — им оснащены все мультихалы нового поколения (любопытно, что чуть раньше ISAF как раз исключила катамараны из олимпийской программы).


АС45 (по ватерлинии 13,45 м) отличается от более крупного собрата только отсутствием подводных крыльев. Ширина составляет 6,9 м, высота мачты — 21,5 м, вес — 1400 кг. В экипаже всего пять спортсменов. 45-футовик был задуман как своего рода тренировочное судно, на котором претенденты и защитник смогут соревноваться в регатах Louis Vuitton America’s Cup World Series и «обкатывать» технологии. В обновленном регламенте Кубка Америки организаторы оговорили, что один или два АС45 команды имеют право купить (цена порядка €650 тыс.), а полноценный АС72 для финала они могут конструировать самостоятельно.

22-метровые АС72 были построены специально для Кубка Америки 2013 года. Эти лодки сразу же назвали «большим прорывом» в яхтостроении: в их разработке наряду с морскими дизайнерами, гидромеханиками и яхтсменами принимали участие аэродинамики и прочнисты из авиационной отрасли. Подводные крылья, которыми оснащены корпуса AC72, позволили развивать невиданные доселе в парусном спорте скорости. Катамаран новозеландской команды Emirates Team New Zealand поставил 24 сентября 2013 года рекорд 47,57 узла (это почти 88 км/ч) при скорости ветра в 21,8 узла, то есть судно шло со скоростью в 2,2 раза выше скорости ветра (скорость родоначальницы Кубка — яхты «Америка» — не дотягивала и до 17 узлов). Мачта АС72 40 м в высоту, площадь грота-крыла — 260 м², ширина корпусов — 14 м, максимальная осадка — 4,40 м, вес — 5900 кг. В экипаже 11 человек.


Уже во время проведения 34-го Кубка стало понятно, что 72-футовые катамараны чересчур велики, дороги и сложны в управлении. Поэтому в июне 2014 года всеми претендентами был единогласно принят класс AC62, на котором предполагалось устроить 35-й розыгрыш. Его длина по ватерлинии — 19 м (62,3 фута), ширина — 11,75 м, высота мачты — 32 м, вес судна — 4200 кг, в экипаже восемь человек. Ресурсы к разработке АС62 были привлечены самые серьезные: британская команда Ben Ainslie Racing работала над своей яхтой вместе с конструкторами болидов «Формулы-1» из Red Bull, шведы из Artemis Racing сотрудничали с британской инжиниринговой компанией Cosworth (тоже гранд из автогонок), американская Oracle Team USA заручилась поддержкой Airbus. Джино Морелли, один из создателей АС62, так охарактеризовал новинку: «Меньше, быстрее, безопаснее».

На последнем пункте делается особый упор. Обратить самое пристальное внимание на проблему безопасности организаторов регаты заставила гибель в 2013 году британского яхтсмена Эндрю «Барта» Симпсона. 72-футовый катамаран Artemis (Швеция), в команде которого выступал Симпсон, перевернулся во время тренировки в заливе Сан-Франциско. Опытнейшего спортсмена, чемпиона мира и Олимпийских игр накрыло лодкой, он запутался в такелаже, провел под водой 15 минут и был найден без сознания. Попытки реанимации оказались тщетны. Сейчас в комплект экипировки яхтсменов входит шлем, специальные доспехи, похожие на байкерские, и два ножа… К слову, «рутинные» физические нагрузки на этой регате запредельны: замеры 2013 года, например, показали, что у двух яхтсменов Oracle USA во время гонки пульс на протяжении 20 минут не опускался ниже 180 ударов в минуту.


И вот весной 2015 года, в преддверии старта отборочного цикла Кубка Америки — 2017, снова сюрприз (без которых, впрочем, не обходился ни один из розыгрышей). Оргкомитет сообщил, что от АС62, на которых ранее планировалось проводить финал, придется отказаться. Для решающих гонок будет создан новый катамаран АС48. Пояснения звучали очень знакомо. Во-первых, как сообщалось в официальном релизе, и команды-претенденты, и команда-защитник «согласились с необходимостью изменить размер катамаранов для уменьшения расходов» (по подсчетам, бюджет команд снизится до €15–20 млн). Тем более что по скоростным показателям АС48 (и это вторая причина замены) не уступает 72-футовикам: при сильном ветре 48-й идет с такой же скоростью, как и «старшие» собратья, а при слабом ветре оказывается даже быстрее.

Разумеется, разразился скандал. Итальянская команда Luna Rossa Challenge, имевшая, между прочим, статус Challenger of Record, то есть являлась командой-претендентом, которая устанавливает правила гонки вместе с командой-защитником Oracle Team USA, после громких разбирательств заявила о выходе из соревнования. Прахом пошел почти год работы над их АС62. Да и сами попытки превратить кубковые лодки в монотип вызвали у итальянцев резкое неприятие. Теперь правилами регламентируются размер катамарана, дизайн паруса и руля, а постройка судна должна вестись под наблюдением оргкомитета — все это, по убеждению Luna Rossa, идет вразрез с историей и духом Кубка Америки, так как исключает соревнование конструкторской мысли. В ответ прозвучали следующие контраргументы. Новые правила контролируют далеко не все. Например, корпуса, которые сейчас не играют настолько важной роли в скоростных характеристиках (поскольку они и в воду-то погружаются нечасто), не попали под жесткий регламент. Равно как и парус-крыло, который, сохранив геометрию, просто уменьшился пропорционально размеру лодки, а по сути такой же, как на АС62.


В поддержку итальянцев высказалась только New Zeаland Team, однако отзывать заявку новозеландцы не стали. Синдикаты Ben Ainslie Racing, Artemis Racing, Team France и SoftBank Team Japan проголосовали за смену класса. Они публично признали, что, хотя и затратили уже немало средств и времени на создание собственных АС62, большая часть наработок может быть использована для катамаранов той же конструкции, но другого размера.

Из-за выхода Luna Rossa из Louis Vuitton America’s Cup World Series 2015 убрали Сицилийский этап, оставив только Портсмут, Гетеборг и Бермуды. В отборочной серии 2016 года пять этапов:

февраль — Мускат, Оман,
май — Нью-Йорк, США,
июнь — Чикаго, США,
июль — Портсмут, Великобритания,
сентябрь — Тулон, Франция.

В кубковых гонках мы увидим АС48 не ранее 2017 года — в настоящее время каждая команда усиленно занимается их разработкой. Будет интересно!

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: