Ноябрь-декабрь №6(86), 2016



 

Катера: Битва моторов
Текст Александр Кожин Фото Сrownline Boats
Вопрос о типе двигателя — подвесном или стационарном — висит на повестке дня любого водномоторника, решившего прикупить себе новую лодку. Об этом постоянно спорят на форумах, обсуждают при встречах в яхт-клубах и пытаются доказать друг другу в скоростных заездах наперегонки с криками: «Ага, я же говорил!»

Мы решили не оставаться в стороне и раз и навсегда разобраться в этом вопросе. Какой мотор — стационарный или подвесной — предпочтительней и почему?

Было бы неинтересно сравнивать различные четырехтактные стационарные и подвесные двигатели, а потом писать о преимуществах каждого из них… Мы пошли другим путем и сравнили два катера популярной марки Crownline с одинаковыми корпусами, но разными силовыми установками. Наш выбор пал на модели серии Eclipse, которые выпускаются как со стационарным, так и подвесным двигателем.

Выбор не случайный. Катера серии Eclipse пользуются большим уважением у знатоков и профессионалов, любителей комфортных и быстрых катеров, так как построены по современной технологии F.A.S.T. Tab и обладают множеством преимуществ благодаря поперечному редану обратной стреловидности и крепкому корпусу с усиленным набором. Эти навороты действительно работают, и от этого было еще интересней сравнить эти катера в деле.

Итак, перед вами две модификации боурайдера Сrownline E4 из серии Eclipse. Они обладают просторной открытой носовой палубой с комфортными сиденьями, портативным душем и телескопическим трапом на небольшой купальной платформе, расположенной в носу для схода на берег. Форма носовой части — симбиоз обводов тримарана с приподнятыми боковыми спонсонами и обводов типа «глубокое V». Угол наклона форштевня 39 градусов, днище с переменной килеватостью, на транце 19 градусов. 

Оба катера оснащены моторами мощностью 300 л. с. Однако для версии с индексом XS и подвесным двигателем эта мощность является максимальной, в то время как вариант со стационарной силовой установкой может обладать гораздо более высокой энерговооруженностью. 

Заводим моторы. Подвесной рядный шестицилиндровый мотор задорно урчит, требуя высоких оборотов. Спокойный басовитый стационарный V8 напоминает о высоком крутящем моменте под темпераментное улю-лю…

Выходим на «глиссер»: подвесной двигатель начинает бодро раскручивать маховик и звучать подобно форсированному мотоциклетному движку, разгон уверенный. Катер легко поддается на регулировки трима и хорошо реагирует на штурвал. Поворот на скорости около 50 км/ч не вызывает никаких затруднений. 

Сравним со стационаром.Мощный двигатель, оживая с приливом топлива, задает мощный темп разгона, однако (видимо, в силу большей массы самого двигателя) старт показался не таким резким, как с подвесником. Но после трех тысяч оборотов происходит «подхват», и стационар начинает демонстрировать характер, играя мускулами. В целом на высоких оборотах стационар работает тише, а крутые виражи катер закладывает даже увереннее, чем версия с подвесником, — очевидно, благодаря более правильной развесовке и низкому центру тяжести.

Тем не менее разница в поведении двух версий на воде не настолько велика, чтобы однозначно отдать предпочтение стационарному или подвесному мотору. Поэтому мы решили сравнить плюсы и минусы различных компоновок.

Конечно, кокпит E4 ХS с подвесным двигателем заметно выигрывает у катера со стационаром с точки зрения вместимости. Но зато у классической модели на корме есть большая купальная платформа, которая гораздо удобнее, если вы решили отдохнуть и искупаться. Задний диван на обеих моделях раскладывается в огромную кровать, но вид на природу в варианте ХS немного портит сам двигатель, который всегда у вас в поле зрения. В то же самое время подвесной двигатель можно вовсе поднять из воды и подойти буквально вплотную к берегу, не боясь зацепить дно винтом. Однако у обоих катеров серии Eclipse есть возможность сойти на берег с носа, так как передняя дека представляет собой вторую купальную платформу, оборудованную душем и лестницей для подъема/спуска на берег.

По большому счету модели серии Eclipse — это отличные многофункциональные катера, которые отлично подойдут как для активного отдыха, так и для рыбалки. В стандартной комплектации уже есть гальюн с раковиной, отличная стереосистема, все необходимые приборы, включая эхолот с указателем температуры воды и воздуха, объемные рундуки для дельных вещей, а также комфортная планировка и диван-трансформер. 

Чтобы окончательно определиться с выбором, советуем представить, как именно вы будете использовать свой катер чаще всего и что в конечном итоге вам ближе: рыбалка или активный отдых. Безусловно, на обоих катерах можно заниматься и тем, и другим. Но если вы заядлый рыбак и, скорее всего, будете использовать катер не только в теплую погоду, а также часто выходить на мелководье, обратите внимание на вариант с подвесным двигателем. Возможность вынуть целиком двигатель из воды — неоспоримое преимущество данного варианта, особенно когда ударят морозы, так как с подвесного двигателя при подъеме почти полностью сливается вода. 

Для вашего удобства советуем заказать дополнительный отопитель салона и тент-палатку. Таким образом вы сможете продлить сезон и получить удовольствие от любимого увлечения в любую погоду.

Если же вы любите активно отдыхать на катере с семьей и друзьями, то наличие удобной, практичной и безопасной платформы для купания на корме будет очень кстати. Купаться, отдыхать с детьми, надевать лыжи или доску гораздо удобнее на катере со стационарным двигателем.

Для такой версии катера можно порекомендовать заказать вейкбордическую арку и мощную стереосистему. В любом случае список опций не зависит от типа двигателя, так что вы ничем не ограничены в выборе и можете создать свою уникальную модификацию E4. 

В заключение отметим, что вместе с увеличением мощности подвесных моторов этот тип двигателя появляется и на более крупных лодках с еще более широкими возможностями. Пример — Crownline E9 XS, скоростной боурайдер длиной 29 футов — с каютой, гальюном и всеми возможными удобствами, о котором мы обязательно напишем позже.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group