MasterCraft

Ноябрь-декабрь №6(86), 2016



 

Юбилей: Большие числа
Текст Анна Савицкая Фото пресс-служба Christie‘s
Имя аукционного дома Christie’s хорошо известно во всем мире и давно стало синонимом рекордных цен на произведения искусства и многовековых традиций арт-бизнеса

В 2016 году Christie’s празднует юбилей: за 250 лет со дня основания аукционный дом превратился из семейного предприятия локальной величины в международную корпорацию, на счету которой немало громких продаж. Сегодня штат Christie’s насчитывает 2500 сотрудников, компания располагает 54 отделениями и 12 аукционными залами в 32 странах мира. В то же время аукционный дом очень дорожит своими британскими корнями и сложившимся образом сотрудника Christie’s — настоящего джентльмена, который избрал престижную профессию аукциониста. 

Аукционный дом Christie’s — ровесник торговли искусством в Великобритании: в середине XVIII века в Лондоне друг за другом появились аукционные дома, выросшие в нынешних мировых гигантов и главных конкурентов на арт-рынке. Об основателе бизнеса, Джеймсе Кристи, известно, что он был родом из Шотландии и его отец был моряком. Приехав в Лондон, он устроился помощником аукциониста по имени Энсли в Ковент-Гардене и, набравшись опыта, открыл собственное дело. Первые торги под своим именем Кристи провел 5 декабря 1766 года — эта дата и считается днем рождения аукционного дома. Первый аукцион живописи Christie’s состоялся 20 марта 1767 года, тогда с молотка ушли работы Тициана, Рембрандта, Гольбейна и Пуссена.

Сохранился портрет Джеймса Кристи работы Томаса Гейнсборо (сейчас находится в собрании Музея Гетти в США), который был его другом, как и первый президент Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс, а также крупнейший краснодеревщик Томас Чиппендейл. Их работы Кристи успешно продавал на своих аукционах. В 1795 году работы из студии Рейнолдса, продававшиеся на протяжении пяти дней подряд, принесли в сумме £10 319. 

Некоторое время Кристи был совладельцем двух лондонских газет — Morning Chronicle и Morning Post, что обеспечивало ему рекламу. Он ввел в обиход предаукционные показы в формате светских раутов. После смерти основателя в 1803 году аукционное дело наследовал его сын, Джеймс Кристи II, который перенес аукционы на Кинг-стрит, где до сих пор расположена штаб-квартира Christie’s.

На протяжении XIX и ХХ веков аукционный дом был на передовой во всех взлетах и падениях, постигших международный художественный рынок. Во второй половине XIX века успеху своей деятельности аукционный дом был в первую очередь обязан продажам произведений прерафаэлитов и старых мастеров. В 1892 году на Christie’s была впервые продана работа художника-импрессиониста. Ею стала картина Дега «Люди в кафе» (сегодня известна под названием «Абсент» и находится в собрании музея Орсе), проданная за £189. 

После Второй мировой войны, особенно начиная с 1970- х годов, Christie’s ведет активную экспансию, в том числе на новые континенты и развивающиеся рынки: офисы компании появляются в Гонконге, Пекине, Сингапуре, Сеуле, Мумбае и других азиатских столицах. 

В 1970 году «Портрет Хуана де Парехи» Диего Веласкеса был куплен Метрополитен-музеем за £2,3 млн, став первой работой, превысившей ценовую отметку в £1 млн. В 1973 году Christie’s становится публичной компанией, чьи акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, а в 1977-м открывает торговую площадку в Нью-Йорке. Так аукционный дом превращается в транснациональную корпорацию. 

В 1990 году с молотка ушел «Портрет доктора Гаше» кисти Винсента Ван Гога за рекордную сумму в $82,5 млн, открыв новую страницу в истории аукционного бизнеса. 

Спустя полтора столетия со дня основания, 11 мая 2015-го, Юсси Пулкананен на торгах Christie’s в Нью-Йорке трижды ударил молоточком, отметив тем самым продажу картины Пикассо «Алжирские женщины» за $179,3 млн. На данный момент это самое дорогое произведение искусства, проданное на публичных торгах. Буквально через несколько минут был продан «Указующий человек» Джакометти, установив мировой рекорд цены для скульптуры. 

Наконец, уже в мае этого года Christie’s взял новую высоту: суммарная выручка от серии торгов принесла аукционному дому беспрецедентную сумму — $1,7 млрд.


Дирк Болл: Покупайте то, что вам нравится

Дирк Болл является управляющим директором европейского отделения аукционного дома Christie’s начиная с 2011 года. В этом качестве он осуществляет руководство деятельностью аукционного дома на территории континентальной Европы, Израиля, России, Индии, Австралии, Дубая

В этом году Christie’s празднует 250-летний юбилей. Как вы думаете, как изменился аукционный дом за два с половиной столетия и что осталось неизменным с XVIII века?

Christie’s по-прежнему с успехом пользуется провидческим даром своего основателя Джеймса Кристи, который произвел революцию в аукционном мире. Он был пионером в профессии аукциониста, задача которого не только вести торги, но и развлекать аудиторию, превращая аукционы в настоящее событие культурной и светской жизни.

Он был первооткрывателем во многих областях: организовал первый аукцион, где были представлены исключительно произведения живописи, первым стал проводить торги в студиях художников или в домах коллекционеров.

Думаю, подобный новаторский дух — это именно то, что позволяет Christie’s оставаться одним из лидеров аукционного рынка уже 250 лет.

Как бы вы сформулировали идеологию компании? Что стоит за 250-летними традициями аукционного дома?

Christie’s предоставляет услуги клиентам по всему миру и стремится к культурному обмену со странами, где представлена компания. Christie’s отстаивает принципы прозрачности арт-рынка и новаторского подхода к работе в этой сфере. Мы несем полную ответственность за сохранность произведений искусства все то время, что они находятся в наших руках. Это относится не только к картинам, но и к любым объектам, с которыми мы имеем дело. Для нас очень важен профессионализм всех наших сотрудников, будь то эксперты или охранники.

Какие пять продаж (отдельные лоты и/или коллекции) можно назвать поворотными моментами в истории Christie’s?

В 1778 году Джеймс Кристи выступал в качестве посредника в приобретении императрицей Екатериной Великой коллекции сэра Роберта Уолпола. В итоге работы были проданы за £40 000, заложив основу художественного собрания петербургского Эрмитажа. Именно в это время Кристи начал проводить аукционы, на которых распродавалась коллекция одного владельца. Он использовал громкие имена для привлечения большего интереса к произведениям искусства. 

В 1795 году Джеймс Кристи продал с аукциона ювелирные украшения фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри, казненной за два года до этого. Аукцион собрал £8791, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет более $2,7 млн. 

Новая эпоха требовала от Christie’s современных решений и необычного подхода к торгам искусства. Так, на протяжении всего XIX века необычайной популярностью пользовались аукционы, проводившиеся непосредственно в старинных особняках, где хранилась выставляемая на продажу коллекция владельца. Одним из наиболее памятных торгов такого рода стал проходивший в 1848 году аукцион, на котором можно было приобрести имущество поместья Стоу-хаус. Эти торги длились целых 40 дней подряд. По сей день это остается рекордом по продолжительности аукциона искусства!

В 1970 году «Портрет Хуана де Парехи» кисти Веласкеса был продан за £2,3 млн в ходе лондонских торгов. Покупателем стал нью-йоркский Метрополитен-музей. Это была первая работа, проданная на торгах за сумму свыше £1 млн.

В 1990 году «Портрет доктора Гаше» Ван Гога ушел с молотка за $82,5 млн — сумму, превысившую общий объем продаж аукционного дома за весь 1975 год.

В 1997 году торги, посвященные коллекции Виктора и Салли Ганц, сделали это собрание самым дорогим в аукционной истории. В общей сложности 58 картин модернистов и современных художников были проданы за более чем $207 млн — эта сумма оставалась рекордной более 10 лет, вплоть до февраля 2009 года, когда коллекция Ива Сен-Лорана ушла с молотка за £304,9 млн. 

Как дом отмечает свой юбилей?

В Лондоне торжества по случаю 250-летия начались в июне этого года с выставки «Определяя британское искусство», а также сопутствовавшего ей аукциона с тем же названием. В рамках вечернего аукциона на продажу выставлялись произведения британского искусства, созданные за последние 400 лет. Суммарная стоимость работ составила порядка £100 млн, что является рекордом для торгов, посвященных исключительно британскому искусству. На выставке были представлены работы, охватывающие тот же временной период и в свое время проданные на Christie’s. В конце октября будет издана специальная книга, приуроченная к 250-летию Christie’s, она называется «Продано раз: 250 лет культуры, безупречного вкуса и коллекционирования на Christie’s». Безусловно, некоторые мероприятия намечены и на 5 декабря — день рождения аукционного дома.

Как вы думаете, что нужно Christie’s, чтобы сохранять первенство на арт-рынке и в будущем?

Мы работаем над этим на протяжении 10 последних лет. Сегодня мы проводим порядка 80 онлайн-торгов и около 300 живых аукционов в год, по-прежнему сохраняя верность традициям: предлагаем лучшие произведения искусства, делая их доступными для как можно большего числа людей.

Уйдут ли, по вашему мнению, сделки с искусством в онлайн?

Нет, вряд ли. Всегда существуют как те, кому важно идти в ногу с техническим прогрессом, так и другие, которые хотят вживую увидеть заинтересовавшую их работу перед покупкой.

На какой сегмент следует обратить внимание коллекционерам сейчас? Во что бы вы советовали инвестировать? 

Прошло уже 250 лет, а лучшего совета до сих пор нет — покупайте то, что вам нравится, а не то, во что принято инвестировать.

Расскажите, пожалуйста, о планах московского представительства Christie’s. Планируется ли расширение присутствия Christie’s в России?

Скажем так: мы планируем со временем расширить команду сотрудников. В настоящее же время работаем над планом пред-аукционных выставок, лекций и других мероприятий на следующий, 2017 год.

Можно ли говорить о «русском вкусе»? Какое искусство интересует российских коллекционеров на торгах Christie’s?

Этот вкус можно охарактеризовать как утонченный и довольно разнообразный. Российских коллекционеров всегда привлекали произведения старых мастеров и выдающихся представителей импрессионизма, серебряные и ювелирные изделия, часы, а также современное и русское искусство.


Christie’s в России

С Россией Christie’s связывает многолетняя история, уходящая своими корнями в XVIII век. В 1778 году Кристи выступил посредником при продаже художественной коллекции сэра Роберта Уолпола императрице Екатерине Великой. Эта подборка выдающихся работ, в частном порядке проданная за £40 000, по сей день украшает собой собрание Эрмитажа. В коллекцию входили такие произведения, как полотно Рубенса «Мария Магдалина, омывающая ноги Христа» (продано за £1,600), картина Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» (продана за £900) и работа Рембрандта «Жертва Авраама» (продана за £300).

Christie’s проводит русские аукционы с 1972 года, а отдел русского искусства появился в Женеве еще раньше, в 1969 году. В то время коллекционеры со всего мира приобретали на ювелирных торгах в Женеве и Нью-Йорке изделия Карла Фаберже, поставщика русского императорского двора. 

Все изменилось в 1990-х, когда в аукционных залах Christie’s в разных странах (особенно часто в Лондоне) массово стали появляться покупатели из России и приобретать произведения до того малоизвестных на международном арт-рынке русских художников. Последние 30 лет специализированные русские торги Christie’s проходят два раза в год в Лондоне и один раз в год в Нью-Йорке. Лондонские русские торги являются ключевым событием в аукционном календаре Christie’s ноября-декабря, когда в столицу Великобритании стекаются коллекционеры и знатоки русского искусства со всего мира, в особенности из России и стран СНГ. 

С 1993 года действует постоянное представительство Christie’s в России, а с 1997 года проводятся предаукционные выставки и показы в Москве и Санкт-Петербурге (на счету аукционного дома их уже более 20). В последнее время одним из новых направлений деятельности Christie’s в России является проведение обучающих лекций по искусству для клиентов. C 2014 года аукционный дом Christie’s выступает партнером ярмарки современного искусства Cosmoscow в Москве и проводит благотворительные аукционы Off white в пользу фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой.


Рекорды русского искусства

2002 На торгах Christie’s в Нью-Йорке «Зимнее яйцо» Фаберже уходит с молотка за $9,5 млн.

2007 На русских торгах в Лондоне Christie’s устанавливает самую высокую на тот момент цену на произведение русского художника — полотно Константина Сомова «Радуга» уходит с молотка за $7,3 млн (рекордная стоимость работы художника по сей день).

2007 «Яйцо Ротшильда» работы Фаберже уходит с молотка в Лондоне за рекордные $18,5 млн.

2010 На торгах в Лондоне Christie’s устанавливает новый мировой рекорд стоимости на произведение Натальи Гончаровой — картина «Испанка» уходит с молотка за $10,3 млн (£6,4 млн). 

2011 На торгах Christie’s побит рекорд на самое дорогое полотно русского художника, проданное в рамках русских торгов международного аукционного дома, — картина Ильи Репина «Парижское кафе» уходит с молотка за более чем £4,5 млн.

2012 Christie’s продает полотно Кандинского «Эскиз к импровизации № 8» за $23 млн. Новый мировой ценовой рекорд на работы художника не побит по сей день. 

2013 Christie’s продает полотно Ильи Машкова «Натюрморт с фруктами» 1910 года за рекордную цену $7,2 млн.

2014 Christie’s устанавливает рекордную цену на произведение русского художника, проданное в рамках русских торгов: полотно Валентина Серова «Портрет Марии Цетлин» уходит с молотка за $14,5 млн.

 

Похожие статьи

 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group