Моторные яхты
2003, 07 – Сентябрь-октябрь

Два в одном

Текст Александр Рогов, Наталья Ивановская
Fairline Phantom 43 продолжила линию развития дизайнерских новаций, начатых в 38-й модели. И движение, начатое в предыдущих разработках, оказалось революционным в плане всего имиджа модельного ряда! Во-первых, длина яхты увеличилась еще на 5 футов. Общий абрис экстерьера лодки при этом сохранился, но некоторые изменения произошли в рисунке остекления корпуса. На смену резкости и стремительности формы иллюминаторов 38-го, пришла большая гибкость и плавность 43-го: незаметное, казалось бы, увеличение остроты угла в дизайне привело к изменению восприятия модели в целом. Яхта не идет, она летит по воде! И возможно, именно эта дизайнерская уловка, спровоцировала бурные ассоциации журналистов


Дебют Phantom 43 состоялся в Северной Европе в 2000 году. Как круги по воде до сего времени расходятся по миру восторженные отзывы тех, кто принимал участие в испытаниях или успел эту модель приобрести. По мнению австралийцев, обеспокоенных «самой большой проблемой в стране», — количеством разводов — Phantom 43 — это, прежде всего, круизер, предназначенный для отдыха всей семьей: уютный, с двумя комфортабельными каютами для взрослых и детей, для приема гостей. Яхта — миссионер, которая объединяет семью, и которую жалко будет делить при разводе.

Американские яхтенные журналисты, как вы смело можете догадаться, предпочитают более спортивную скоростную лодку, имеющую имидж яхты Джеймса Бонда. И идеальной моделью, имеющей стиль, скорость, имя, наиболее подходящие для агента 007, назван опять же 43 Phantom. Две совершенно различные, «идеальные» лодки — в одной.

В ходе еще одного из испытаний, другое американское яхтенное издательство, дабы не быть голословным, просто приобрело одну из первых Phantom 43 в качестве редакционной яхты для долгих командировок — круизов вдоль Атлантического побережья. Так что независимые восторженные отзывы о том, как она приспособлена: для отдыха ли в порту, для дневных круизов или же жизни на борту во время долгих переходов, поступают в прессу до сих пор. А используют лодку по-разному, в абсолютно разных погодных условиях: и в штиль, и в шторм.


Даже ошвартованная у причала Phantom 43 уже выглядит быстроходной и агрессивной. Она как будто готова не к приятному выходу в уик-энд, а к перехвату в море наркодилеров или задержанию террористов. Но не это главное. Главное, что отмечают все специалисты, — это исключительное качество яхт Fairline. Качество от киля до кокпита. Качество, за которое будущие владельцы готовы заплатить не такую уж большую разницу, по сравнению с аналогичными лодками других производителей. Покупатели Phantom — это те, кто из серийных автомобилей предпочитают эксклюзивные, а одежде массового пошива — hand made. Ну а если покупателя зовут Бонд, Джеймс Бонд...

Но об этом — тише. Даже на самых высоких оборотах двигателей, при открытых в кокпит широких раздвижных дверях вы можете вести разговор не повышая голоса. Не перекрикивая друг друга, собеседники могут общаться и в салоне, и на нижнем посту управления. Способствует этому эффективно выполненная звукоизоляция машинного отделения, охлаждаемая система с глушителями и выхлопом газов в воду, расположенная по углам платформы для купания. Также на редкость тихой делает лодку ее усовершенствованная по сравнению со всеми предыдущими моделями конструкция. Элементы жесткости корпуса: стрингеры, флоры, шпангоуты, переборки — так же, как и сам корпус, выполнены вручную с использованием матов из однонаправленных и с биаксильным расположением волокон. Это дает возможность рационально использовать прочностные свойства стеклопластика и в результате получить корпус исключительно жесткий и прочный. Отсутствие прогибов и вызываемого ими резонанса при движении днища на волне, делает ход лодки беззвучным.


Корпус с умеренно глубокими V-образными обводами (все-таки более килеватый, чем у старших по модельному ряду Phantom яхт) спроектирован Бернаром Олесински (Bernard Olesinski) так, что даже без прикосновения к транцевым плитам, он имеет минимальный ходовой дифферент. Яхта выходит на глиссирование практически горизонтально. Значительная часть подъемной силы при глиссировании возникает благодаря линии скулы с обратной погибью и широким продольным реданом. Из-за удачно расположенных брызгоотбойников лодка почти всегда остается сухой. Только отличные отзывы получила яхта и за свои мореходные и скоростные качества. Американцы с удивлением рассказывают, что она легко идет через битую 2-метровую волну и как она устойчива на курсе. Австралийцы, говоря, как она ведет себя при маневрировании, утверждают, что они не видели такой лодки, которая имеет столь малый радиус циркуляции на высоких скоростях и ведет себя как лодка с по-настоящему спортивным стилем управления. При всех этих качествах Phantom 43 — это еще и круизер с большой автономностью плавания и комфортностью хода на круизной скорости.

Так, с первоначально ставившимися для американского рынка 425-сильными дизелями Caterpillar, автономность плавания на круизной скорости 23 узла составила 295 миль. Рекомендуемые к установке двигатели — два 430-сильных Volvo Penta TAMD 74L EDC, правда, максимальная скорость при этом будет повыше — 31 узел. Впечатляют результаты испытаний с самым мощным вариантом силовой установки, с двумя 480-сильными Volvo Penta TAMD 75Р EDC. На испытаниях в Америке с ними была достигнута скорость 34,6 узла (данные производителя — 34 узла). При этом автономность плавания даже возросла — на той же экономичной круизной скорости она составила 350 морских миль. На спокойной воде, сбросив 200 оборотов от максимальных, получим автономность в 300 миль при скорости в 30 узлов.


Чтобы управлять лодкой на таких скоростях в течение длительного времени посты управления должны быть хорошо организованы и эргономичны. Казалось бы, на яхте с флайбриджем, большую часть времени, кроме непогоды, рулевой предпочтет проводить наверху. Но на Phantom 43 нижний пост управления оказывается не менее удобным. Приподнятый над линией палубы, чтобы обеспечить достаточную высоту в каюте под ним, этот пост с панорамным остеклением с мощными дворниками со встроенными омывателями обеспечивает отличную видимость по курсу. А опускающиеся боковые стекла по обоим бортам и широкие раздвижные двери салона, глядящие в кокпит, дают рулевому хороший обзор при швартовке кормой. Навигационное оборудование, контрольные приборы и панель микровыключателей на расстоянии вытянутой руки от рулевого легко читаются. Достаточно места и для дополнительного навигационного оборудования, но очень к месту здесь рекомендуемый комбинированный радар-картплоттер Raytheon Pathfinder. Также хорошо организован и верхний рулевой пост на флайбридже с тем отличием, что на пьедестале удачно расположены сразу три комфортабельных кресла. Дополнительно здесь оборудована плоская ниша по левому борту и под ней ящик для мелочей. Экран Pathfinder расположен по правому борту и с места рулевого практически не читается — единственный недостаток, который здесь можно найти.


Что же касается архитектуры Phantom 43, то внушительная высота потолка внутренних помещений яхты на 43-м становится привычной. А вот заметное увеличение площади кокпита, сразу бросается в глаза. Безусловно, эта деталь имеет немаловажное значение для семейного отдыха. Теперь это не просто просторный кокпит, а большая площадка для отдыха, загара, рыбалки, для детских игр и забав.

Кардинальные изменения, которым подвергся салон яхты еще в Phantom 38, практически сохранены. Это касается стилистики дизайна. Однако отдельные компоненты приобрели иной вид. Так, большой диван в салоне из П-образного, сделал «ход конем» в сторону кокпита. А открытое пространство кухни стало более замкнутым в своей функциональной обособленности. Этот прием стал основным в дизайне яхты. Помещения по-прежнему гармонично перетекают одно в другое. Но их более жесткие формы и детали категорично указывают на различные зоны внутри салона. И это стало возможным именно благодаря тем самым пяти футам, оказавшимся в распоряжении дизайнеров.

Поиск лучшего среди лучшего не прекращается в творческих мастерских Fairline. Эргономические качества того или иного приема проверяются сотни раз, и в очередной модели мы можем наблюдать еще более усовершенствованную версию предыдущего дизайна. Так, в Phantom 43 Центральный пост управления был решен в пользу двух отдельно стоящих кресел для капитана и помощника. Регулируются кресла, естественно, каждое отдельно, что позволяет рулевому привести свое рабочее место в наиболее комфортное и удобное положение.


Поиски большей изысканности и просторности спальных кают также не останавливаются ни на минуту, что и не осталось незамеченным в ходе испытаний лодки. И там, где, казалось, сказать уже больше нечего, появляются новые темы, обыгрываются ранее найденные идеи, рождаются новые. На яхте по-прежнему две каюты: мастер-каюта и гостевая. Санузлов также два. Но, тем не менее, мастер-каюта на Phantom 43 имеет преимущества перед спальней предыдущей модели по площади. Поиск лишних сантиметров свободного пространства на территории, жестко ограниченной количеством футов — задача не простая. Однако расстояние от двуспальной кровати до выхода из каюты стало еще больше. Изменению подверглась форма туалетной комнаты и гардероба. Благодаря этому мастер-каюта стала симметричнее и просторнее.

Гораздо эффектнее стало решение флайбриджа. Сохранился набор необходимого оборудования, изменилась планировка мостика. В пользу сочетания чистых форм решен дизайн уголка отдыха и загара. Ансамбль из полукруглого дивана и стола, напоминающего сердцевину этого экзотического плода, жестко ограничен прямой линией тумбы с холодильником, грилем, раковиной. Этот предмет мебели четко разграничивает пространство флайбриджа на рабочее и гостевое. Верхний пост управления яхтой — пространство, лишенное лишних деталей. Приборная доска, три рабочих кресла... бескрайняя гладь моря, переходящая в бесконечность неба. Ничего лишнего, все предельно функционально.

И в этой чистоте стиля тоже скрыт феномен успеха 43 Phantom — идеальной яхты «для детей и агентов». Просто, наверное, даже Бонд был когда-то ребенком...

Комфортабельный и надежный круизер с ярко выраженным спортивным характером, предназначенный для отдыха с семьей.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: