Верфи
2004, 12 – Июль-август

Гордость южной Германии

Текст Сергей Игнатьев. Фото автора
Мюнхен, столица южногерманской земли Бавария, встретил пассажиров московского рейса мягким летним теплом. Неторопливый ручеек пассажиров мерно тек через пост таможенного контроля. Подошла очередь, и таможенник, разглядывая за стеклянной перегородкой российские паспорта, спросил о цели приезда нашей делегации. «Русские журналисты по приглашению фирмы BAVARIA YACHTS». — BAVARIA YACHTS — о да, конечно знаю, приветливая улыбка смягчила лицо человека в форме, — добро пожаловать, успешной вам работы. Крупнейший яхтенный завод страны — предмет заслуженной гордости баварцев, ничуть не менее известен, чем BMW. Впрочем, очень многое в подходах и методах этого уникального производства роднит его со знаменитым земляком-автогигантом


О яхтенном заводе в полях

История фирмы Bavaria не уходит корнями в седое прошлое. Менее 30 лет назад предприимчивый немецкий бизнесмен, свернув принадлежавшее ему стекольное производство, вложил средства в новое для себя дело. Он построил в поле, на окраине небольшой деревушки с неблагозвучным нашему уху названием Гибельштадт, неподалеку от города Вюрсбурга, верфь по производству парусных яхт. Изначальная ориентация верфи на массовое производство по образцу автомобильного сразу выделила Bavaria Yachtbau в ряду аналогичных производителей и заставила говорить о ней скорее как о яхтенном заводе. Ясная концепция, грамотная организация производства и обоснованное привлечение инвестиций сделали свое дело, и выпустивший в 1978 году свою первую 7-метровую яхту завод, увеличившись многократно, обеспечил в 2003 году около 25% общемировой продажи парусных яхт. Более двух тысяч(!) клиентов получили в минувшем году по новенькой лодке.

В настоящее время на территории площадью 15 га в прекрасно освещенных цехах общей протяженностью около 750 метров трудятся по 39 часов в неделю 620 сотрудников. Здесь не встретишь человека, эскизирующего карандашом на листке бумаги или подгоняющего шаблон переборки в корпусе, – все изготавливается в строгом соответствии с заранее точно рассчитанными проектными чертежами и технологическими картами.


К слову сказать, верфь не имеет собственной конструкторской базы. Новые модели яхт инженеры Bavaria разрабатывают в тесном сотрудничестве с коллегами из югославской фирмы J&J design, доверяется им и полный комплекс инженерной проработки. Технологическая же подготовка производства проводится уже на верфи.

Производственные цеха Bavaria насыщены сложным высокотехнологичным оборудованием. К примеру, весь процесс нанесения лакового покрытия на изделия из дерева осуществляется на одной линии. Восемь слоев лака с промежуточной шлифовкой и просушкой в разных температурных режимах наносятся в течение четырех часов автоматически, в строгом соответствии с технологической картой. Сложнейшие ЧПУ-станки позволяют с филигранной точностью изготавливать непростые изделия. Даже все отверстия в палубе и корпусе прорезаются единовременно автоматически, и на конвейере идет только сборка без разметки и подгонки деталей.

Использование поточного метода изготовления при широком многообразии проектов накладывает некоторые ограничения. Хотя завод никогда не работает «на склад», и каждая лодка с первого уложенного полотна стеклоткани уже имеет конкретного заказчика, постройка идет по строго утвержденному серийному проекту, не допуская никаких вольностей планировки. Это позволяет вести работы по трем направлениям: изготовление корпуса, палубы со всеми приспособлениями и даже электропроводкой и элементов мебели идет паралельно в разных цехах, и встречаются они одновременно на сборочном конвейере. Благодаря такому подходу парусная яхта производится от момента выклейки корпуса до погрузки на трейлер и отправки заказчику в среднем за 10 дней.


Bavaria Yachts работает с одними и теми же производителями оборудования, используя их проверенные временем изделия, такие как дизели Volvo-Penta, навигационное оборудование Raymarine, лебедки и оборудование Harken, люки и штурвальные колонки Lewmar, паруса Elvstrom, многие годы не меняя надежных поставщиков. Мачты с вооружением, тиковое покрытие палуб, фальшкили и некоторые другие узлы также заказываются специализированным предприятиям, а на заводе лишь монтируются.

Перспективное направление

Лишь в 2000 году с новой торговой маркой BMB (Bavaria Motor Boats) предприятие вышло на новый для себя рынок моторных яхт. В настоящий момент это наиболее динамично развивающееся направление производства, под которое выделен отдельный сборочный конвейер. В линейке BMB – 8 моделей прогулочных и круизных лодок на базе 4 корпусов от 25 до 37 футов длины. Прочные, удобные и недорогие лодки BMB пользуются высоким спросом, и производство их непрерывно расширяется.


Упрямые цифры

В 2003 году фирма Bavaria Yachts имела годовой оборот 177 млн. евро, уступая по этому показателю среди производителей парусных яхт только концерну Bennetau-Jannue после их слияния. В текущем году планируется сдать заказчику 2 500 парусных и около 400 моторных яхт, и это далеко не предел производственных возможностей предприятия. Каждый работник производит в год продукции более чем на 300 тыс. евро, превосходя по этому показателю ближайших конкурентов, как минимум, в два раза. При всем при этом цена яхты Bavaria на 10-30% ниже их аналогов, что не отражается на качестве. Как говорит директор производства фирмы г-н Рудольф Мюллер: «Наш девиз: наивысшее качество за разумную цену».

Новые надежды

Ушедший год стал знаковым в развитии фирмы – следуя пожеланиям рынка, завод резко расширил ассортимент парусных яхт, запустив в производство принципиально новую серию MATCH. Весной 2003 года сошел с конвейера 38-футовый первенец серии, в сентябре коснулся воды флагманский 42-футовик, а весной нынешнего года серию дополнила новая 35-футовая яхта.


Яхты серии MATCH крейсерско-гоночного класса созданы для людей, желающих в дополнение к неизменно высокому уровню комфорта BAVARIA получить скоростные характеристики первоклассной гоночной яхты.

Флагманская в линейке MATCH – 42-футовая красавица по планировке помещений повторяет 3-каютную версию яхты Bavaria 42, но имеет немного меньшую ширину и высоту надводного борта, значительно более острые обводы в носовой части и меньший коэффициент полноты корпуса, что значительно улучшает ее ходовые качества. Осадка увеличилась за счет установки более узкого, но «длинного» свинцового фальшкиля. Мачта из алюминиевого сплава или углепластика опирается на киль лодки.

Для удобства работы с парусами кокпит сделан просторным, штурвальная колонка сдвинута ближе к корме, а лебедки, наоборот, ближе к рубке. Банки для сидения покрыты тиком. Под банками имеются обширные рундуки. В корме, за колонкой с огромным штурвалом из нержавеющей стали находится палубный упор для ног рулевого, который сберегает его силы при движении яхты с сильным креном. Вверху колонки расположен компас с креномером. В кормовой части кокпита имеется складной трап для купания и душ с горячей и холодной водой.


Широкий трап с нескользящими наклейками на ступенях ведет из кокпита внутрь яхты. Внутреннее убранство помещений выполнено из красного дерева и светлой кожи. Справа от трапа, в уютной выгородке, разместился обширный штурманский стол с ящиком для карт и навигационных инструментов, здесь же под рукой все приборные щитки, радиостанция, полки для биноклей и т.п. На панели у стола – экраны навигационного оборудования. По левую руку от трапа — помещение санузла с раположенными в нем унитазом, раковиной умывальника и душем.

Центральная часть яхты — салон с просторным П-образным диваном по правому борту и большим легкосъемным столом перед ним. По левому борту — камбуз с двухсекционной нержавеющей мойкой, холодильником и установленной в карданном подвесе 2-конфорочной газовой плитой с духовым шкафом. Многочисленные полочки и шкафы снабжены надежными запорами и бортиками. Посудные шкафы оборудованы приспособлениями для сбережения содержимого при сильной качке. Днем освещение салона помимо входного люка обеспечивают пять открывающихся иллюминаторов в стенках рубки и большой люк в потолке. Все иллюминаторы и люки снабжены шторами. Для ночного освещения помещение изобилует точечными галогенными светильниками, включающимися индивидуально или с центрального пульта.


За дверью, оборудованной фиксаторами (как и все прочие), в носовой переборке салона расположена каюта капитана, по удобству планировки и размеру двуспальной кровати сопоставимая с аналогичной на моторной яхте. Светлой кожи потолок каюты украшен большим открывающимся люком затемненного стекла, оборудованным шторкой. Еще две большие двухместные каюты расположены симметрично в корме яхты под кокпитом. Естественное освещение обеспечивают иллюминаторы в его стенках.

Уже упомянутый трап из кокпита в салон выполнен подъемным, обеспечивая доступ для обслуживания расположенного под ним в термошумоизолированном отделении вспомогательного движителя яхты – 29-сильного (или как опция 55-сильного) дизеля Volvo-Penta. Дополнительный доступ для ремонта обеспечивают съемные люки в кормовых каютах.

Яхта снабжена двумя аккумуляторными батареями, позволяющими при движении под парусами без ограничения использовать все установленные электроприборы. Причем второй аккумулятор – стартерный, он обеспечивает запуск дизеля даже при полном разряде первого.


Ходовые качества новых лодок лучше всего иллюстрируются тем фурором, который произвело появление на средиземноморских гонках заводской команды Bavaria Racing Team на яхтах серии MATCH. С первых же гонок 38Match, а с нынешнего года 42Match заняли лидирующие места в классе IRC. К удивлению экипажей яхт крейсерско-гоночного класса никто из них не смог даже приблизиться к Bavaria, наблюдая лишь ее быстро удаляющуюся корму в окружении специально-гоночных карбоновых яхт. В сильный ветер Bavaria приходила одной из первых, а при слабом – не оставила шансов ни в одной из гонок даже таким признанным скороходам, как Grand Soleil 42 и X-Yacht 43, безоговорочно выиграв 7 гонок из 13. Лучшую оценку усилиям ее создателей трудно себе и представить.

Редакция благодарит компанию Bavaria Yachts (www.bavaria-yachts.ru) за организацию поездки.


Bavaria 42 Match

Технические характеристики
Длина максимальная, м 12,55
Длина по ВЛ, м 11,14
Ширина максимальная, м 3,80
Максимальная парусность, м² 103,3
Осадка максимальная, м 2,45
Водоизмещение, кг 7 400
Балласт, кг 2 550
Количество кают 3
Количество спальных мест 6
Двигатель Volvo MD 2030
Мощность, кВт (л.с.) 21 (29)

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: