май-июнь №2(5), 2003



Новости: Модное увлечение ретро
В год, когда проходят гонки на Кубок Америки, оживился интерес к его истории, особенно к тому периоду времени, когда гонки проходили на яхтах 12-метрового класса.

Параллельно этому классу возник и 6-метровый R-класс, в 20-50-е годы питавшийся во многом идеями конструкторов 12-метровиков, особенно легендарного Олина Стефенса. В то время 6-метровый класс был более доступен, чем 12-метровый, и, кроме того, имел более богатую гоночную программу. Кроме матчевых гонок, подобных гонкам 12-метровиков (Англо-американский кубок, Австралийско-американский кубок), ассоциация 6-метрового класса проводила гонки на чемпионатах отдельных стран Европы, мировых чемпионатах и до 1952 года - на Олимпийских играх. На них 6-метровый класс сменил более демократичный 5,5-метровый, который еще знали в СССР, но быстро забыли после 1968 года, когда он исчез из программы Олимпиады, ведь поддерживались официально только олимпийские классы. Что уж говорить о 6-метровом классе, который всегда предполагал довольно большие вложения денежных средств в гоночную игрушку; это могли позволить себе такие персоны, как Ричард Бонд, король Норвегии, король австралийских вин Тэйлор или синдикаты, затрачивающие крупные суммы на поддержку не только самой яхты, но и ее гоночной команды при переездах с континента на континент. Не в пример России класс не исчез: проводятся национальные, европейские и мировые чемпионаты. Интересно, что начался буквально бум на старые лодки, построенные до введения второй редакции правил обмена 6-метровиков, позволившей применять новые конструктивные решения и новейшие материалы. Сейчас насчитывается 200 «классических» 6-метровиков, активно принимающих участие в гонках.

Если в других классах яхт кто с нетерпением, кто с опаской ждет нового соперника, только что сошедшего со стапелей, то в Кубке Мира в 2003 году ожидают, что очередной воскресший после реставрации 6-метровик вмешается в борьбу за призовое место. Так финский Тоу (1936 года постройки) после восстановления и возвращения в первозданное состояние сразу выиграл чемпионат Европы в 2001 году в Дании.

Примечательным в смысле неувядаемости старых конструкций был кубковый матч Австралия-Америка в Сан-Франциско еще в 1969 году. Король австралийского виноделия и коллекционер 6-метровиков Джон Тейлор подготовил к этой гонке новую яхту Toogooloow-IV по проекту «Спарк и Стефенс» (S&S). Toogooloow-IV была как бы уменьшенной копией держателя Кубка Америки, непобедимой Intrepid. Американцы выставили Goose, также сошедший с чертежной доски Стефенса, но тридцатью годами раньше! Любопытный разговор состоялся у прилетевшего на гонки из Нью-Йорка Олина Стефенса с членом команды Goose, выигрывающей к тому времени со счетом 3:1 у новенькой Toogу-IV. Пожимая руку Стефенса, молодой яхтсмен сказал: «Господин Стефенс, не стоит расстраиваться, ведь в любом случае выиграет яхта со знаком S&S>. В ответ Олин Стефенс покачал головой и сказал: «Хотелось бы все-таки видеть хоть какой-то прогресс в яхтостроении за последние 30 лет». Toogу-IV догнала свою соперницу к шестой гонке, но проиграла со счетом 3:4. Синдикат яхт-клуба Сан-Франциско модернизировал купленную у Тейлора Toogу-IV и переименовал ее в St. Francis IV, которая наконец выиграла, но уже выступая с американской стороны, у Toogу-V, новой лодки Тейлора, построенной к следующему розыгрышу Кубка. И опять это был матч S&S против S&S. А теперь судьба опять свела обе лодки вместе. В 2000 году Toogу-IV была куплена немецким поклонником R6 Торстеном Дорнбергом под именем St. Fransis VIII, другая была обнаружена в Финляндии под именем Unisex и также куплена Торстеном для восстановления и приведения в гоночное состояние. Фотографии, иллюстрирующие процесс полной реставрации яхт, любезно предоставлены им нашей редакции.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group