Лица
2018, 96 – Июль-август

Лига будущих чемпионов

Фото Роман Чугунов, Никита Стародубцев, Андрей Шереметьев
Текст Дмитрий Киселев, Галина Козачина
В эксклюзивном интервью журналу Yachting генеральный директор Национальной Парусной Лиги Игорь Игнатов рассказал об истоках, сложностях, традициях и амбициях самого успешного проекта в российском парусном спорте

Игорь, давайте начнем с истоков. Как появилась Национальная парусная Лига?

Должен признаться, я не с самого начала являюсь директором НПЛ, Владимир Николаевич [Силкин] привлек меня к проекту в прошлом году. В 2019 году у нас будет юбилей – отметим пятилетие. Изначально возникла идея создать что-то новое для популяризации парусного спорта с оглядкой на то, как это делается в Европе. И в какой-то момент все стало так быстро развиваться, что потребовался специальный человек для того, чтобы в режиме нон-стоп, 24/7 заниматься этим проектом. Конечно, все происходит не без сложностей, это как рождение ребенка – сначала нужно родить, потом зубы появляются, потом начинает ходить, падает, его нужно поддерживать. Идеологически и организационно проект состоялся, теперь наша задача его развивать, совершенствовать, привносить новые идеи и формировать новые сервисы в рамках проекта, чтобы двигаться вперед.

Чем Лига нынешнего года отличается от Лиги-2017?

Мы являемся ассоциированными членами Европейской парусной лиги, которая на сегодняшний день объединяет 17 стран Европы, и, разумеется, перенимаем опыт. Первое, что мы сделали – ввели правила класса. Вы знаете, что гонки Лиги проходят на флоте J/70. В прошлом году мы не акцентировали на этом внимание, но с 2018 года решили, что спортсмены во время соревнований должны придерживаться правил и требований класса. Это позволит нашим участникам, приезжающим на европейские соревнования, не задумываться, правильно ли они все делают – у них уже будет опыт и уверенность, что они и в России, и за рубежом гоняются по одним правилам. Второе очень важное для яхтсменов нововведение – внедрение системы аудиовизуального контроля. В рамках Лиги осуществляется прямое судейство на воде, и это новшество было воспринято позитивно – теперь каждый ампайр на своем головном уборе несет камеру. Это дает нам возможность в случае возражений и разногласий просмотреть повтор спорного момента и разобраться в ситуации.


А система «Регатаскоп» такой возможности не дает?

«Регатоскоп», безусловно, очень полезный инструмент, позволяющий вести аналитику проведения парусных гонок, смотреть на результаты команд, делать выводы относительно скорости, направления ветра и т.д. А в случае с камерами мы говорим о визуализации событий. Как организатор и как участник, я хожу на брифинги и понимаю, что очень часто звучат одни и те же вопросы, кто прав и кто виноват в той или иной ситуации, но нюансов так много, что порой действительно нужен видеоповтор, чтобы во всем разобраться. Плюс какие-то вещи не видно ампайру с одного катера, но видно его коллеге с другого. Спортсмены говорят: «ну как же вы не видели, было касание», например. И наша задача – сделать максимально прозрачным процесс принятия судьей решения о наказании. Моменты огибания и моменты старта мы теперь пытаемся снимать с квадрокоптера, чтобы еще и с верхней позиции посмотреть, как происходят эти моменты. Еще мы добавили в гонки динамичности: если раньше спортсмены огибали верхний знак с оттяжным знаком, что немного растягивало флот и позволяло избежать сутолоки, то теперь мы, опять-таки по правилам Евролиги, убрали оттяжной, и все огибают один знак, что, как мне кажется, интереснее.

Хочу отметить, что парусное сообщество испытывает большой дефицит профессиональных судей и ампайров. И мы приняли решение за счет Лиги и попечителей НПЛ организовать школу ампайров под руководством Анны Дяновой. Для желающих быть ампайрами проводится теоретическая подготовка, они решают тесты. Мы приглашаем их стажироваться на регатах и учиться у опытных ампайров. Спорт высших достижений не может развиваться только за счет состоявшихся спортсменов, без «скамейки запасных». Поэтому было принято решение проводить в каждом городе, принимающем Лигу, еще и этап детского дивизиона НПЛ. В октябре мы планируем провести финал детского дивизиона в Артеке, куда пригласим призеров всех региональных национальных парусных гонок, команды из регионов, спортсменов из высшей лиги, которые могут привезти с собой детскую лигу. Хотелось сделать такое парусное событие, чтобы все понимали, что можно из детского дивизиона вырасти в спортсменов, участвующих в Высшем дивизионе проекта.


Насколько я помню, в прошлом году было больше этапов.

Да, действительно. Это было связано с большим ажиотажем среди желающих принимать Лигу у себя в регионе. Сразу вам скажу, это непросто. Помню из детства: в центре города большая площадь, вдруг приезжает колонна из машин, играет музыка, животные кричат, ставят большой шатер, и вот оно – цирк приехал. Проходит два-три дня, раз – и все свернули, цирк уехал, только мусор остался. Примерно так и у нас, только без мусора. Флот подняли, разобрали, сложили, загрузили, перевезли, приехали, собрали, поставили на воду, начали проводить соревнования. Звучит вроде бы элементарно, но нужно о многом договориться – чтобы приняла администрация, нашли место, дали разрешение... Инициатива обычно исходит от нас, но в этом году мы объявили, что, если администрация какого-то города хочет принять Лигу, мы готовы обсуждать. Однако не все готовы технически, поскольку у нас довольно серьезный райдер. Мы можем поехать только туда, где этот райдер может быть исполнен. В первую очередь нас волнует вопрос безопасной стоянки флота – мы не можем приехать туда, где нет защищенной марины. В прошлом году было много запросов от администраций городов и ажиотаж среди участников, поэтому состоялось восемь этапов, а в этом – шесть, хотя были предложения посетить и другие места. Мы чисто физически не можем приехать в каждый город, потому что помимо переездов надо поддерживать флот в боевом состоянии, ведь так или иначе лодки во время состязаний получают повреждения.

Что самое сложное в Лиге с точки зрения организатора?

Каждый раз – новое место. Когда вы готовитесь к приему гостей у себя дома, вы знаете, где магазин, где лежат ножи, куда поставить стол. А когда нам говорят «проведите мероприятие вот здесь», мы начинаем с того, что собираемся и едем на новое место, знакомимся с новыми людьми, ведь у всех свое видение и понимание. Потом мы начинаем ходить по кругу и выяснять, кто нам может помочь в этой ситуации. Если проводить параллель между Европой и Россией, то по части организации мы находимся в диаметрально противоположных местах. В Европе можно позвонить в любой яхт-клуб и сказать, что хочешь устроить мероприятие. Для них это событие, на которое придет большое количество людей, приедут спонсоры, будут что-то наливать, будут работать рестораны. Яхт-клуб обладает достаточной компетенцией, чтобы тебе помочь с проведением, у них есть судейские катера, буи. А когда ты приезжаешь в какой-либо российский город и говоришь, что хочешь на центральной набережной провести мероприятие, то тебе говорят: «Ну делайте, если хотите». И мы начинаем делать. Должен сказать, что в прошлом году мы получали помощь в местах, где не рассчитывали на нее – это Нижний Новгород, Конаково, Сочи, очень удобно было делать в Севастополе, потому что, как ни крути, это город воинской славы, где все понимают, что такое парусный спорт. В общем, легко приезжать туда, где есть традиции парусного спорта и желание людей на местах делать парусные праздники.


У вас большая команда?

С учетом того, что мы структурировались и организовались как полноправное юридическое лицо, то всю команду уже можно разделить на бэк-офис и фронт-офис. Если говорить про фронт-офис, то это пять человек, включая меня, а бэк-офис – еще трое. Но у нас еще есть технические специалисты флота. Те люди, которые днем и ночью пытаются держать наш флот в порядке.

Кстати, о флоте: почему выбран именно этот класс и где сами лодки изготавливаются?

Могу только историю рассказать. Я много читал и сам сидел на руле, не имея на тот момент серьезного опыта хождения под парусом. Но на данный момент более 2200 корпусов класса J/70 продано. Этот класс считается одним из самых успешных проектов спортивной лодки, очень хорошо воспринят в Европе, поэтому, думаю, инициаторы проекта, в первую очередь Владимир Николаевич Силкин, и приняли решение об организации соревнований на этом классе яхт. Производят их во Франции и в Америке.

Как стать участником Парусной Лиги?

На старте мы приглашали всех, кто хотел. Из этих участников впоследствии сформировался Высший дивизион проекта. Еще есть Премьер дивизион. Команды, занявшие 1–4 места в Премьер дивизионе, переходят в Высший, а команды, которые заняли последние четыре места в Высшем, выбывают из дивизиона и могут вновь начать стремиться в Вышку через участие в Премьерке. Премьер дивизион появился в прошлом году потому, что желающих участвовать стало больше, чем можно было допустить в рамках одного дивизиона, в рамках одной регаты. Сейчас в Премьер дивизионе 21 команда.


Каков порядок действий человека, решившего организовать команду?

Есть два пути. Первый – взять людей, которые ни разу не занимались парусным спортом, но так далеко не уйдешь. Возможно даже из марины не выйдешь. И второй вариант – набрать людей, которые все-таки имеют представление о парусном спорте, и желательно, чтобы несколько человек в этой команде были профессионалами, способными подстраховать в сложной ситуации. На воде ситуация меняется очень быстро: с утра может быть яркое солнце и легкий бриз, можно сесть в лодку и через два часа попасть в волну и сильный ветер, требующие от команды совсем иных навыков. Но даже сформировав команду из «чайников» и профессионалов, идти сразу в Премьер дивизион, наверное, неправильно, сначала лучше попробовать себя в зимней серии NSL в Сочи, понаблюдать за более опытными участниками, почувствовать ритм гонок и уже затем заявляться в Премьерку.

А покупка лодки?

Весь флот мы предоставляем в аренду, плата включена в стартовый взнос. Вы приезжаете, платите взнос, вносите страховой депозит от ущерба и начинаете гоняться. Все остальные вопросы – обустройства, ремонта, такелажа – решает организатор.

Проект можно назвать успешным с коммерческой точки зрения?

Вы знаете, деньги любят тишину. Мы не являемся публичной компанией, но когда мы ей станем, то, естественно, начнем публиковать все наши коммерческие отчеты. Пока мы не хотели бы об этом рассказывать. На мой взгляд, на сегодняшний день неолимпийских соревнований такого уровня организации и качества в РФ нет. Это действительно битва сильнейших яхтсменов нашей страны. Все лучшие спортсмены, которые участвовали в олимпийских соревнованиях, в матч-рейсах, в офшорных гонках, собираются в одном месте и соревнуются между собой. Это достаточно серьезная капитализация, которая может приобрести финансовое выражение. Мы достаточно амбициозны, наша цель – проводить соревнования в России с командами из других стран.


В чем, на ваш взгляд, принципиальная разница между российскими спортсменами и зарубежными?

Я не смогу корректно ответить на этот вопрос, потому что я начинающий яхтсмен, но благодаря службе на флоте я сталкивался с иностранными военными моряками. Моряк – профессия героическая, и уровень профессионализма и у англичан, и у французов, и у нас довольно высок – у всех нас достаточно богатая история флота. Американские, австралийские спортсмены достаточно сильны в парусе, а мы не всегда занимаем такие же серьезные высоты, но в прошлом году, на мой взгляд, достигли серьезных результатов. Игорь Рытов выиграл Rolex Middle Sea Race, Лера Коваленко победила в зимней серии J70, команда «Таватуй» из Екатеринбурга стала чемпионом мира в классе Melges 32. Я считаю, что с точки зрения профессионализма и мотивации наши спортсмены не уступают иностранцам, а может, и превосходят их.

Вокруг Лиги сложилась своя атмосфера, наверняка существуют какие-то ритуалы, традиции...

Да, они зарождаются. Если в прошлом году мы довольно демократично относились к дресс-коду, то в этом году все участники обязаны выйти на построение либо в форме НПЛ, которую мы предоставим благодаря нашему партнеру по экипировке компании STAN, либо в своей собственной. На открытии регаты мы включаем гимн страны, поднимаем флаг. Стал традицией парусный ужин, где спортсмены могут пообщаться в неформальной обстановке. Также выяснилось, что многие у нас любят караоке, и у нас уже сложилась подборка памятных треков. Стало привычным играть в командные игры – волейбол, например. Ну и конечно, обсуждать прошедшие гонки. В связи с тем, что у Лиги множество способов визуализации – 3D-трекеры, трансляции, ролики, фото – все больше и больше людей дают обратную связь. И то, что с самого начала планировал Владимир Николаевич – возрождение командного движения – идет, появились команды, которые представляют из себя сплоченную единицу, и это показатель того, что соответствующая культура возникла и развивается.

Что изменилось в восприятии паруса за то время, что вы этим занимаетесь?

Про себя скажу, что год назад я от этого был далек. Но могу сказать, что на небольшой лодке под парусом адреналина больше, чем на большом корабле. Существенная проблема в том, что многие наши города на воде не имеют достаточной инфраструктуры. Это не самый дешевый спорт, но при этом он доступен любому возрасту. К нам в Лигу приходят в достаточно зрелом возрасте люди, которые никогда не занимались парусным спортом, и показывают хороший результат. И при этом несут эту философию в массы активнее, чем яхтсмены, занимающиеся этим спортом с детства. Я привел в парус свою дочь, и, когда отправлялся на соревнования без нее, она горько плакала, потому что не могла принять участия в регате из-за экзаменов. Попробовав пару раз, она была захвачена этим видом спорта. На всю жизнь или нет – неизвестно, но это показывает, что молодежь можно и нужно привлекать в парусный спорт.

А есть государственная программа на этот счет?

Возможно, есть, но мы ее не видим. Хотя довольно активно работаем с нашими спонсорами, в том числе госкорпорациями. Например, у нашего генерального спонсора, компании ОСК, цель – строительство мощного флота для мощной страны, а мы формируем мощный коллектив для мощного флота. Мы находимся на одной идеологической платформе, развивая, с одной стороны, отечественное судостроение, а с другой – отечественный парусный спорт.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: