Июль-август №4(96), 2018



 

Часы: Золотой принцип
Текст Елизавета Епифанова Фото Patek Philippe
В этом году полувековой юбилей отмечает коллекция Golden Ellipse от Patek Philippe. Необъяснимая притягательность этих лаконичных часов уходит корнями в далекое прошлое человечества.

Cамо название модели Golden Ellipse явно указывает на оптический феномен, лежащий в основе ее конструкции. Речь идет о легендарном «золотом сечении» – пропорции параметров, при которой наблюдаемый объект выглядит особенно привлекательным. 

Проще всего объяснить золотое сечение на примере отрезка. Его нужно разделить на две неравные части таким образом, чтобы отношение большей части к меньшей было равно отношению всего отрезка к его большей части. Отношение это составляет 1,618033988749 – иррациональное алгебраическое число, получившее в математике имя «фи» в честь скульптора Фидия, использовавшего этот прием в V веке до нашей эры в процессе реконструкции фриза Парфенона. Впрочем, Фидий был далеко не единственным, кто применил «золотое сечение» в древности. 

Считается, что число фи лежит в основе пропорций таких знаменитых архитектурных сооружений, как пирамида Хеопса, храм Помпеи, храм фараона Сети в Абидосе и гробницы Тутанхамона. 

А впервые теоретическую базу для использования золотого сечения в искусстве создал великий Леонардо да Винчи – в частности, именной в этой пропорции изображен его знаменитый Витрувианский человек. Интересно, что и по сей день ученые не могут дать рационального обоснования, почему предмет, построенный на числе фи, выглядит таким красивым. Сам Леонардо называл его исключительно «божественной пропорцией», намекая на сверхразумную природу этого эффекта. 

Недавние исследования в области нейробиологии с применением новейшего оборудования показали, что мозг человека действительно быстрее «считывает» изображение, если его параметры соответствуют числу фи. В этом случае информация идет по «короткому пути» от зрительного центра к коре головного мозга, и, видимо, это позволяет нам инстинктивно выделять такие предметы из окружающей среды. 

Удивительно при этом, что магию «золотого сечения», столь любимую математиками, художниками, архитекторами, ювелирами и даже музыкантами, часовщики призвали себе на службу только во второй половине ХХ века. 


Гармония роскоши

Golden Ellipse («Золотой эллипс», или по-французски Ellipse d’Or) появилась на свет в 1968 году и является второй по старшинству из существующих коллекций Patek Philippe – после Calatrava, ведущей отсчет с 1932 года. 

Год рождения сам по себе был примечательным: студенческие волнения по обе стороны океана, движение Мартина Лютера Кинга, ощущение близких и волнующих перемен. И правда, всего один шажок оставался до наступ­ления семидесятых – появления новых технологий, персональных компьютеров, игровых приставок, электронной музыки и психоделического искусства. В часовой индустрии тоже со дня на день должна была наступить своя революция: уже через год в 1969‑м появились первые кварцевые часы, которые едва не поставили точку в истории швейцарского часового искусства. 

Словно предчувствуя наступ­ление новой эпохи, глава женевской мануфактуры Анри Стерн и его сын Филипп представили на выставке в Базеле первый образец Golden Ellipse – Ref. 3548, чьи параметры 27×32 мм в точности соответствовали «золотому сечению». Чтобы подчеркнуть магию имени, корпус и браслет были целиком выполнены из желтого золота, а сияние золотых индексов и стрелок подчеркивал глубокий синий цвет циферблата. 

Первые модели были оснащены довольно тонким механизмом с ручным заводом Cal.300. Знаковой деталью конструкции стало отсутствие секундной стрелки – хотя в те годы еще в самом разгаре была битва за точность механического хода (в которой Patek Philippe также с успехом принимал участие), а без секундного индикатора часы не принимались к участию в конкурсе Невшательской обсерватории и не могли претендовать на статус хронометра. 

Новый Golden Ellipse словно декларировал: «Все это совершенно не важно. Хватит суетиться из-за мелочей – пришло время сосредоточиться на главном». Ни одна лишняя деталь не должна была отвлекать от гармонии «божественного сечения» Да Винчи. Часы воспринимались как единый объект искусства, и с наступлением кварцевой эры именно лаконичный Golden Ellipse стал символом престижа швейцарской классической механики. 

Чтобы подчеркнуть вневременную сущность этой модели, в середине семидесятых Patek Philippe даже запустил новую рекламную кампанию со слоганом: «Вы не видите секунд на своем Golden Ellipse? Но вы же не пьете шампанское, чтобы утолить жажду». Феномен Golden Ellipse заключается в том, что за всю полувековую историю коллекции в ней ни разу не появилось ни одного усложнения. И всего пару раз в порядке эксперимента – секундная стрелка и дата.Сердце эллипса

В 1977 году Patek Philippe возглавил Филипп Стерн, представитель уже третьего поколения семьи владельцев компании. С его приходом в Golden Ellipse произошло важное изменение: размер корпуса слегка увеличился до 31×35,5 мм (естественно, сохранив пропорции «золотого сечения»), а внутри появился новый ультратонкий автоматический механизм Cal.240 с золотым микроротором. Этот вариант на десятилетия стал образцом Golden Ellipse, а сам калибр 240 высотой всего 2,53 мм – безотказным «сердцем» этой коллекции. 

Впрочем, дизайнеры Patek Philippe периодически не отказывали себе в удовольствии поэкс­периментировать с эллипсом, добавив ему ювелирных или, наоборот, спортивных элементов. Самым курьезным примером можно назвать появившийся в 1981 году гибрид Golden Ellipse и Nautilus, сохранивший классический овал корпуса, но с характерными «ушками» по бокам. 

В 2008 году в честь 40-летия Golden Ellipse была представлена версия Jumbo, то есть «гигантская». Кроме вновь увеличившегося корпуса (34×39,5 мм), в честь юбилея изготовленного из платины, ее отличали новый циферблат морского синего оттенка и стрелки с полированными гранями без острых кончиков. 

В этом году в честь 50-летия Patek Philippe представил сразу две особые модели. Безусловно, в часовую историю войдет коллекционный сет Golden Ellipse 50th Anniversary Ref. 5738/50P-001, в котором пространство эллипса стало площадкой для демонстрации декоративных искусств мануфактуры. Платиновый корпус окружает циферблат из черной эмали, вручную покрытый золотым узором из арабесок и крестов «Калатрава», историческом символе Patek Philippe. В часах установлен культовый калибр 240, впрочем, увидеть его не получится – заднюю крышку, целиком изготовленную из платины, украшает памятная гравировка «Ellipse d’Or 1968–2018». Модель выпущена ограниченной серией в 100 экземпляров, в комплекте к каждой прилагаются запонки из белого золота, также украшенные ручной гравировкой на черной эмали. 

Вторая юбилейная модель, Golden Ellipse Jumbo Ref. 5738R-001, является продолжением «гигантской» серии 2008 года. Корпус тех же пропорций теперь выполнен из розового золота, а дополняет его циферблат цвета эбенового дерева с лучистой гравировкой. Эти часы также дополнены схожими по стилю запонками. 

Юбилейные выпуски Golden Ellipse являются идеальным напоминанием о главном «золотом принципе» этой коллекции: умении наслаждаться каждым мгновением, а не гнаться за секундами.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group