май-июнь №3(17), 2005



 

Выставки: MIBS 2005
Никита Малышев
Москва, апрель 2005 года. Во втором корпусе Экспоцентра, на стенде одного из крупных американских производителей катеров одна из посетительниц говорит своему спутнику: «Дорогой, смотри, какая красивая яхта». И что здесь такого, спросите? Да просто показывала рукой она при этом на то, что для понимающих людей яхтой вовсе не является. Тот случай очень хорошо проиллюстрировал все, чем запомнились прошедшие с 12 по 16 апреля «Катера и яхты». Настоящих яхт там почти не было. Но это, как оказалось, не главное.

Рынок переживает бурный рост, это видно всем невооруженным взглядом. Не удивительно, что растет и количество участников основной — несмотря на не самое удобное время проведения — отечественной отраслевой выставки. В этом году старейшее, юбилейное 10-е бот-шоу переехало в новый корпус Экспоцентра. Увеличение площадей позволило избавиться от неудобной уличной экспозиции. И это правильно, все-таки у нас здесь не Канны и не Монако.

Однако новых лодок премиум-класса, которые обычно составляют всю соль подобного рода мероприятий, на MIBS 2005 не было. Все бренды класса премиум, представленные в России дилерами — Sunseeker, Riva, Fairline, Princess, Azimut, Ferretti и Pershing, будто сговорившись, не выставили на своих стендах ни одной «живой» лодки. В результате доходило до случаев, описанных в начале статьи. Было бы очень смешно, если бы не было так грустно.

В результате, за редким исключением, посмотреть было почти не на что. По нескольку крепких и достойных популярности моделей можно было увидеть на стендах компаний «Концепт Марин», Cobalt Boats, Sealine и World Yachting Group. Последний демонстрировал катер Liberty 30 Highlife, который на беглый взгляд похож на Riva Aquarama, хотя на самом деле является всего лишь классическим runabout\'ом красного дерева, каким и была легендарная Aquarama. Некоторые даже принимали Liberty за настоящую Riva, тем более что подчеркнуто скромный стенд последней (дескать, нас и так все знают) располагался как раз напротив. Кроме всего вышеописанного лишь любители скоростных катеров могли посмотреть вблизи на парочку Baja и один Primatist. И это почти все.

Если уж продолжать тему эстетики, то с точки зрения дизайна стендов лучшими были, на наш взгляд, стенды Premium Yachts и Azimut. Последний вообще был чуть ли не произведением актуального дизайнерского искусства: ослепительно белая минималистическая гипсокартонная конструкция, разбавленная лишь масштабными моделями самых актуальных лодок марки, расставленными в нишах по периметру стенда. Но странным образом лучшим устроители выставки посчитали стенд Prestige.

Но мы, в конце концов, не просто поглазеть сюда приходим, а по делу. Кроме увеличения в размерах и того, что выставку практически проманкировал класс премиум, наблюдается еще несколько отчетливых тенденций.

Во-первых, с точки зрения продаж и заключенных контрактов MIBS 2005 была заметно хуже, чем в предыдущем году. Некоторым участникам не удалось продать на выставке ни одной лодки, и даже самые удачливые продали меньше, чем в предыдущем году. Видимо, рынок близок к насыщению, и темпы его роста замедляются.

Вторая тенденция более позитивная. К нам пришел пресловутый «отечественный производитель». Отметим не самые пока серьезные варианты вроде корабельной компании «Штандарт» и «Озерной верфи»: они создают необходимое ощущение массовки. Неплохие проекты у Fram Yachts, но свои производственные мощности этой компании еще предстоит развивать. Гораздо большего внимания заслуживают новости больших работающих верфей. Так, морской завод «Алмаз» из Санкт-Петербурга, производящий военные и гражданские рабочие суда, объявил на бот-шоу о своем яхтенном проекте. «Алмаз» основательно подошел к делу: некоторые модели лодок разрабатывал востребованный английский дизайнер Дональд Старки.

Но наиболее внушительный проект из всех есть у Московского судостроительного завода. Производство стальных водоизмещающих суперъяхт здесь развивается уже несколько лет. Генеральный директор завода Дмитрий Мироненков представил на MIBS его новый бренд — теперь продукция МССЗ будет выходить под именем Timmerman Yachts. Обновился и модельный ряд завода. Теперь он представляет собой законченную линейку судов от 25 до 50 метров самых разных стилей — от элегантной классической голландской яхты до судов актуального для России типа smart explorer. Есть даже ультрамодный футуристический проект от знаменитого Мартина Франсиса. Лодки Timmerman строятся по принципу semi custom: например, для модели длиной 45 метров разработано пять вариантов интерьеров — от неформального Beach House до строгого Embassy. Это результат работы еще одного «звездного» английского дизайнерского бюро — Jon Bannenberg Ltd. В интервью для Yachting полгода назад глава JBL Дики Банненберг говорил, что доставшуюся ему в наследство от отца славу нужно еще подтверждать своими проектами, и вот, похоже, он начинает показывать серьезность своих намерений. Проекты интерьеров, действительно, очень качественные и современные, а сама концепция «несколько стилевых вариантов в одном объеме» позволяет удовлетворить любые вкусы заказчиков. На заводе также заработал второй современный интерьерный цех и внедрена новая система покраски и шпаклевки от испанской компании Pinmar (эта компания, в частности, проводит сейчас корпусные работы на Le Grand Bleu Романа Абрамовича). Технологии Pinmar позволяют выравнивать корпус шпаклевкой до зеркальной поверхности. Представьте себе, как трудно этого достичь на 40–50 метрах длины. В итоге мы, похоже, наблюдаем рождение новой европейского уровня верфи. Timmerman, правда, тоже на свой стенд никакой лодки не привез, но причины здесь, понятное дело, объективные.

Отсутствие яхт на выставке отчасти компенсировала приятная компания. MIBS — хороший повод увидеть в одном месте и в одно время всех участников рынка, да и просто повстречать интересных гостей, яхтенных энтузиастов или зарубежных коллег и «звезд» индустрии. Кроме Дики Банненберга и Дона Старки, которые приезжали в Москву представлять свои проекты, выставку посетил также известный строитель скоростных катеров Бруно Аббате, которого можно было поймать на стенде российского представительства Primatist — компании Gals Group. А в последний день мне довелось столкнуться нос к носу со знаменитым модельером Роберто Кавалли.

На этом фоне совсем мимоходом отмечаешь еще одну тенденцию: в Россию потянулись серьезные игроки. В этом году в «Катерах и яхтах» впервые приняли участие крупнейшие голландские верфи Feadship и Royal Huisman, небольшие стенды представили HISWA и UCINA.

Ну и напоследок еще один курьез. Угадайте, какая категория продуктов была на выставке «Катера и яхты» самой многочисленной — катера или яхты? Правильный ответ: ни то ни другое, а вовсе даже журналы. Такое впечатление, что мы попали на какой-нибудь «Мир Прессы 2005». Кроме собственно отраслевых журналов здесь кого только не было — от «Независимой газеты» и совсем уж нелепого здесь Men\'s Fitness до Forbes, в общей сложности около 20 периодических изданий. Правда, чтобы взять экземплярчик-другой, нужно было не полениться и дойти до соответствующего стенда, которые подчас располагались в самых дальних углах огромного корпуса № 2 Экспоцентра.

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group